Найти тему
Games Herald

Крутые документалки про игровую индустрию в Японии. Делюсь годнотой

Оглавление

Вот уже 6 лет авторы канала Archipel на YouTube рассказывают о творческих людях в Японии. Поначалу здесь публиковались видео о японских художниках, косплеерах, певцах и даже об успешных инвесторах, а с играми канал связывало только один ролик, где Хидетака Суэхиро (автор Deadly Premonition и D4: Dark Dreams Don't Die) показывал Осаку – свой родной город и рассказывал о воспоминаниях.

Видео веселое и носит скорее развлекательный характер – Суэхиро пьет залпом Сангриту в баре, катается с горки на детской площадке, а кадры сменяются яркой сбивкой. Документальный формат с культовыми представителями японского геймдева закрепится за каналом в 2016 году.

Сейчас на Archipel выходят документальные видео на игровую тематику, которые смотрятся как высокобюджетные ТВ-программы. Они понравятся не только фанатам японского геймдева, но и остальным геймерам – геймдизайнеры, художники, композиторы и другие представители индустрии делятся здесь личными историями, рассказывают изнанку индустрии и самих себя.

Герои видео находятся в своей среде. Арт-директор Final Fantasy рассказывает о создании миров на фоне пейзажей, а уставший от индустрии продюсер Castlevania в баре рассуждает об игре мечты, и он ее никогда не создаст.

Пожалуй, самое крутое в роликах Archipel то, что герои в своей среде и занимаются естественными вещами. Исаму Камикокуре, арт-директор Final Fantasy XII, трилогии Final Fantasy XIII и Final Fantasy XV, на протяжении 40-минутного видео путешествует по Токио. Вначале на машине, показывая, как возвышающиеся рядом с автомагистралью небоскребы вдохновляли его на создание архитектуры мира Final Fantasy XII и XIII.

Токио
Токио
Final Fantasy
Final Fantasy

С наступлением темноты, действие переходит в индустриальный район Кавасаки, где огонь из труб пересекается с ночным Токио, а Исаму расскажет о том, как несколько ночей приходил сюда для вдохновения – фотографировал пейзаж и делал первые зарисовки.

Токио
Токио
Final Fantasy
Final Fantasy

Заканчивается путешествие на вулкане Михара, где Исаму рассказывает о том, как представляет себе другие страны, в которых он никогда не был, и вплетает полученное видение в рисунки.

-6

Вдохновение и воображение – тема видео, которая раскрывается в речи Исаму, но здесь же проскакивает нотка печали. Камикокуре покинул Square Enix, чтобы рисовать нечто новое, но теперь живет за счет фриланса и желает вновь создавать полноценные миры, но став вольным художником, такой масштабной работы он так и не получил.

И это один пример. Последние видео на канале показывают живых представителей игровой индустрии, которые рассказывают о важных для них вещах, а авторы Archipel подчеркивают это съемкой. Для видео с Кодзи Игараси (продюсер серии Castlevania, сценарист Castlevania: Symphony of the Night и создатель Bloodstained: Ritual of the Night) пригласили Йохея Катаоку (автор Tokyo Jungle), чтобы подчеркнуть два взгляда на создание игр.

-7

Катаоку, чтобы Sony одобрили создание его игры, предложил безумную идею экшена, в котором игрок управляет десятками видов животных в постапокалиптичном Токио, даже не задумываясь о реализации. Игараси же продвигал Bloodstained через Kickstarter, благодаря личной известности и удовлетворяя желания фанатов. И вот они вместе сидят в небольшом баре в Токио, и никто из них так и не создал игру мечты – Игараси сделал то, что хотели фанаты, а Катаоку то, что одобрили боссы Sony.

Нет человека, задающего вопрос – только автор, который горит своим делом и рассказывает о нем. Даже документалка о Йоко Таро получилась эмоциональной несмотря на маску

Куда позитивнее выглядят видео с нынешними представителями японских AAA-студий. Вот Тосихиро Нагоси, генеральный директор Ryu Ga Gotoku Studio (авторы серии Yakuza) и член совета директоров Atlus. Он начал рассказ на шумной выставке Tokyo Game Show, но позже перешел в удобное для себя кресло руководителя.

-8

К слову, это вновь показывает путь человека на видео – от актера озвучки и дизайнера уровней до одного из крупнейших представителей японский индустрии видеоигр, но видеоряд здесь скуднее, чем в других роликах Archipel. Тосихиро 25 минут сидит во главе стола, будто он лидер якудзы. Отчасти так оно и есть.

-9

Нагоси - успешный руководитель и уверенный человек, все еще горит играми и ставит целью для себя и своих сотрудников – удивлять. Чтобы Yakuza вышла за пределы японского рынка 15 лет назад, нужно было удивлять, и Тосихиро это удалось. Он брал много денег на разработку, и провал Yakuza значил бы конец карьеры, но случилось чудо. Издатель прогнозировал от 50 до 100 тысяч копий. Если бы продажи оказались на нижней планке, то Нагоси бы уволили, а если прошли по верхней – остался работать, но выручки от игры не хватило на продолжение.

За первый месяц было продано 232 тысячи копий только в Японии. Через год продажи достигли 500 тысяч, а к 2010 году они превысили 1 миллион копий. Риск оправдался, Нагоси стал генеральным директором серии, а Yakuza – успешной франшизой. Тосихиро не боится реализовывать смелые идеи и требует этого от сотрудников. По его словам, если мозговой штурм во время разработки пестрит различными идеями – игру ждет успех. Его шуточная идея, сделать JRPG по вселенной Yakuza, стала полноценной Yakuza: Like a Dragon, которую номинировали на звание лучшей RPG 2020 года.

-10

Йоко Таро (создатель серии Nier и Drakengard) – антипод Нагоси. Скрывает лицо за маской, берет автографы у других геймдизайнеров, а самым важным в себе и разработке игр считает сомнение. Вместо студии и кресла руководителя - зал с игровыми автоматами и маленькая квартира с несколькими консолями. Там Йоко играет в The Last Guardian и делится разочарованием, которое испытывает, если в его играх видят одинаковые элементы.

-11

В сравнении с документалкой о Тосихиро, видео с Таро на удивление интимное – лицо Йоко скрывает, но не стесняется показать внутренности квартиры. Цель Йоко - создание уникальных игр, где игроку ничего не навязывают и в которой нет единственного правильного ответа. Таро считает, что в любой игре должен быть альтернативный путь.

Из-за маски в видео с ним не видно эмоций, но за него их показали Йосуке Сайто (продюсер Square Enix) и Такахиса Таура (геймдизайнер Platinum Games), с которыми Йоко продолжает дружить после разработки Nier.

-12

За кружкой пива парни с теплотой вспоминают о временах сотрудничества, но отмечают одержимость Йоко контролировать разработку полностью и участвовать в ней.

Таро и Тосихиро – два успешных руководителя, с разными путями и целями. Нагоси добился успеха и высокой должности, а Йоко счастлив делать то, от чего фанатеет, хотя скрывает эмоции за чудаковатой маской.

Нечто среднее между успешным Тосихиро и фанатичным Таро показало видео о Кэйити Окабэ, японском музыкальном продюсере и композиторе серий Nier, Tekken и множества других игр и аниме.

-13

Видео о нем проходит на студии звукозаписи, с перерывами на места, где Окабэ отдыхает – встречи с друзьями в кафе (Йоко Таро, создатель Nier, близкий друг Кэйити), прогулка по парку Ринши но Мори и остановка на мосту «Врата в Токио», с которого видно город.

В парк Окабэ приходит, чтобы восстановиться после зацикливания на работе – здесь он чувствует баланс, который соблюдает музыка в игре. Не перебить происходящее на экране, а подчеркнуть. Делать это сложно, ведь композитор не видит финальной игры и работает с тем, что дают разработчики. А вот работать с Йоко Таро, которого Кэйити знал еще с университета, было легко – вместе, путем проб и ошибок они создавали атмосферную музыку для Nier.

-14

Кэйити не считает себя художником, так как не может полноценно самовыражаться в игровой музыке. Иногда ему нравится композиция, которая не подходит к игре, и чтобы такого не получалось, ему нужно видеть картину целиком. Для этого он и останавливается на мосту, со своими мыслями и безграничным обзором на Токио. Окабэ не расстраивается из-за того, что он не художник, ведь вместо этого он стал декоратором игрового мира, который создает гармонию между звуком и видео.

-15

Музыка Окабэ подчеркивает настроение видео: атмосферные мелодии из Nier звучат, когда Кэйити рассуждает о том, что он маленький огонек в одном из окон Токио, создающий что-то и живущий своей жизнью, а когда Окабэ с друзьями вспоминает создание музыки для Automata, то музыка затихает. В видео Кэйити говорит о важности не прерывать диалог и не отвлекать мелодией от рассуждений героев игры.

Выглядит не хуже документалок с Discovery. Кадры из последнего видео украсят ваш рабочий стол

Ролики Archipel зацепят даже далекого от игр человека визуалом. За то время, что авторы канала занимаются видео, они выросли в разы – когда смотришь на видео с Исаму Камикокуре и видишь 40 тысяч просмотров, то в это сложно поверить. Выглядит на уровне документалок от National Geographic, разве что 4K не хватает. Но просить большего, учитывая, что контент создается усилиями самих авторов и пожертвований на Patreon, я не могу.

-16

В ранних видео тоже все показано красочно, но последний выпуск задирает планку качества на новый уровень – повествование каждую минуту подчеркивается местом, где проходит действие, и прерывается только на геймплейные кадры игр, созданных художником. И так до самого конца – пока Исаму не возвращается в студию рисовать на фрилансе и мечтать вновь создавать целые миры. Интересно, смогут ли авторы канала превзойти себя?

-17

Авторы Archipel могли бы пригласить этих же людей и задавать вопросы, сидя в кресле, но вместо этого отправляют себя и зрителя в путешествие. И это важно для такого формата – каждое видео подчеркивает личность говорящего и дополняет слова антуражем. Без живой съемки в баре Игараси может и не стал рассуждать о том, что некоторые разработчики делают плохие игры для прибыли. Без съемки токийских автострад сложно было бы понять слова Камикокуре о референсах для создания Final Fantasy XIII, а без кадров на мосту, где Кэйити Окабэ рассуждает о «видении картины целиком», невозможно передать полноту эмоций.

Круто, что существуют документальные видео по играм такого уровня, где говорящие головы на диване сменились личностью, которая делится с другими частичкой себя.

-18

Давно хотел поделится с читателями этим каналом. Думаю, будет интересно всем неравнодушным к индустрии.

-19