Самое деструктивное родительское послание – «Умри!». Эта подсознательная программа часто выявляется у людей с суицидальными идеями, разрабатывающих или свершивших попытки самоубийства.
Внушенное послание «Не живи» управляет жизнью депрессивных лиц, которые ощущают себя ущербными, никчемными, виноватыми, ненужными, нелюбимыми. Некоторые особы отчетливо помнят «пожелания» их родителей «Лучше бы ты умер!», «Чтоб ты сгинул!». Другие же воспринимают такие указания на невербальном уровне. По каким причинам родители адресуют детям пожелания смерти? Чаще всего такой приказ базируется на том, что собственный ребенок мешает взрослому жить или представляет угрозу лишения каких-то благ.
Приведу вам такой пример из практики: молодой юноша, в душе которого живет требовательный ребенок, рано столкнулся с уделом отцовства. Замечая, что супруга с рождением малыша стала меньше уделять ему внимания, он пытается отвоевать свое место под солнцем, прибегая к поведению двухлетнего малыша. Какой вариант действий существует у крохи, который обрел конкурента в материнской любви? Возможно, единственный для него выход: лишить жизни новорожденного «пожирателя» родительского внимания. Однако взрослая личность вряд ли решится на убийство собственного чада, даже если и желает устранить конкурента. Однако невербальными средствами он выражает имеющуюся подсознательную потребность. Или вот, юная женщина «случайно» беременеет и рожает ребенка. Однако фактически она не готова к материнству и подсознательно не хочет детей. Она хочет насладиться в полном объеме прелестями жизни, не желает коротать дни, ухаживая и воспитывая младенца. Сознательно она будет подавлять терзающее ее недовольство, изгоняя даже мысли о том, что дитя – ей помеха. Однако истинный настрой все же будет передаваться малышу. Это отсутствие искренней улыбки и естественного восторга, минимум общения и эмоциональная отрешенность – одни лишь обязанности по уходу и кормлению.
Установка «Не живи» может иметь крайне опасные, а нередко и смертельные последствия. Родители, помните, пожалуйста, что маленькие дети очень восприимчивы к скрытым угрозами смерти, даже если поведение взрослых внешне безобидное. При этом детская психика не может провести четкую грань между желаемым и совершаемым.
Например, малыш пребывает в уверенности, что он источник проблем и несчастий, болезней и страданий родительницы. Он полагает, что своим появлением на свет обрел мать на мучения. У него утверждается идея, что ему лучше не жить. К счастью, у психически здорового человека срабатывает естественный инстинкт самосохранения. Он, хоть и запрограммирован разрушающей родительской установкой, не сводит счеты с жизнью. Однако такой субъект вырабатывает для себя строгие жизненные правила, соблюдение которых позволяет ему остаться на этом свете. Например, ставит жесткие рамки «Я буду жить, пока...». Вместо многоточия могут быть любые варианты, например, «... буду занят исключительно работой, не заведу личных отношений».
Продолжение следует...