Да что же это такое?! - подумала, когда пришла новость о Василии Лановом. Не знаю, как объяснить, но чувствую внутреннюю связь с этим поколением. Не знаю, энергетическая она или еще какая. Эти люди для меня как внутренняя опора. Лановой - 1934 года, мой отец был 1935-го. Дети войны. Пережившие много,оставшиеся душевно и духовно здоровыми, сильными и благородными людьми. Заезженная фраза "таких сейчас не делают" в этом случае абсолютная правда. Сегодня все больше нытиков, что вопят про оскорбления всяких там чувств и свои детские травмы(типа мама ... цать лет назад не купила что-то, а папа - вообще не так посмотрел). Нежизнеспособное поколение, которое и размножаться скорее всего не будет, это же так утомительно и хлопотно.
В понедельник, 1 февраля, будет 40 дней памяти моей первой учительницы, она на заглавном фото, статная, посередине между двух мужчин - коллег. Она ушла в 99 лет. Ковид. Кто-то может сказать: пожила довольно, хватит. А она не планировала умирать, не собиралась. Можете такое представить? Я - могу. Потому что очень хорошо ее знала, и да, чувствовала это жизнелюбие. И оттого думала, что она будет всегда. Уж столетие-то мы отметим 5 мая с размахом, международно), онлайн. Теперь уже не отметим. Такое же ощущение было у меня и от Василия Семеновича Ланового.Что он будет всегда.
Я хочу рассказать о ней здесь,благо формат позволяет большие тексты. Рассказать о том, какой она была. Может быть этот рассказ поможет кому- то меньше ныть и жаловаться, и начать радоваться своей жизни.
Зоя Николаевна Лазарева (1921 - 2020), учитель начальных классов, первого выпуска Орского педучилища. Пришла работать в школу№ 9 г.Орска в 1939 году. На пенсию мы ее проводили в 2000-м. 61 год стажа, на одном рабочем месте. Это не опечатка. Последние несколько лет перед пенсией она уже не брала класс, а работала в школьной библиотеке. Мы познакомились в 1976 году, она взяла наш 2 класс. Потом я выросла, окончила музыкальное училище, и после отработки по диплому пришла работать в школу, в которой училась сама. Так мы стали коллегами.
Начинать в профессии учителя очень сложно. А учителю музыки в общеобразовательной школе и подавно. Все наверное помнят, как в детстве "стояли на ушах" на уроках пения. Это потом, лет через 10)), ко мне заглядывали коллеги: у тебя что, урока нет? Почему нет, есть. Вон, сидят, работают. А почему так тихо? Так заняты же.
А в начале "трудового пути" как то выскочила из класса, и побежала реветь от обиды в библиотеку, к Зое Николаевне. В надежде на утешение. А ни фига. Ты в школу реветь пришла или работать? - строго спросила она. Если реветь - то уходи, делать тебе тут нечего. А если работать - вытри сопли и иди работай. И пошла я работать)).
Она немного рассказывала о том, как работала школа во время войны. Но даже того немногого хватит, чтобы представить себе картину. Здание нашей школы двухэтажное, небольшое. Во время войны на втором этаже размещался госпиталь. Учились на первом этаже. Детей было много - это не только жители поселка, который вырос рядом с нефтеперерабатывающим заводом,тут были и эвакуированные, и высланные-сосланные: у нас жило довольно много немецких семей,насколько помню,их сослали после расформирования немецкой Поволжской республики. Когда, уже работая журналистом,готовила юбилей школы и изучала старые классные журналы, мне там попадались адреса учеников - конный двор, или казарма №5. Почти все двухэтажки нашего района были коммунальными квартирами. Как ни удивительно прозвучит, но описания нашего района вы найдете у Владимира Маканина, в его ранних рассказах и повестях. Потому что он здесь родился и потом учился в той самой школе №9 города Орска. Мне повезло взять у него интервью, когда в 2011- м он завернул на несколько часов в родной город. Уже и его нет на свете...
Как работала наша школа и учителя в годы войны. Детей было много и они учились в три смены. Уроки начинались в 8, и заканчивались оочень поздним вечером, где-то к 23-00. Учителя после уроков проверяли "тетради", сшитые из оберточной бумаги или старых газет. Готовились к урокам, составляя задачи по материалам периодической печати. Чтобы дети учились на примерах и цифрах реальной жизни. А еще были педсоветы, которые порою заканчивались в 2-3 часа ночи. А у учителей - свои семьи и дети... Зоя Николаевна еще и большую внеклассную работу вела: готовила пионервожатых, ходила с детьми собирать лекарственные травы, чтобы потом их отправлять на фронт, собирали посылки с теплыми носками и варежками, репетировала с детьми концерты для раненых.Какая отдача энергии. Она была певунья, и казалось все делала шутя, легко. В болгарском есть очень точное слово для таких людей - лъчезарен(лучезарный). Она до последних своих дней оставалась такой. Наверное, это большой дар свыше - и в старости остаться лучезарным.
В начале 60-х по ее инициативе в окрестностях нашего города открылся первый пионерский лагерь, "Восток" - в честь корабля, на котором был совершен первый полет в космос. Много лет она была начальником первого лагеря города. Сегодня мы долго говорили с ее дочкой, Валентиной Васильевной. Она рассказала, что, приезжая из лагеря домой в пересменку, на сутки, мама успевала закатать 40 банок огурцов на зиму,практически за ночь. И никогда не жаловалась, что устала. что трудно, или что то болит. Никогда. Вырастила трех дочерей, успевала их обшивать. Когда она все это успевала? И еще вопрос: как это все выдерживал ее муж? Они прожили всю жизнь в любви и согласии. Василий Дмитриевич, ветеран войны, добрейший человек, ушел из жизни намного раньше.
Можно писать еще много того, что поможет образу учительницы забронзоветь. Люди обычно относятся к таким вещам с долей недоверия: дескать, идеальных не бывает. Поэтому расскажу несколько историй, которые храню у сердца, с улыбкой. Конечно, писать сложнее - не передашь ни интонацию голоса, и ни мимику.
Когда ей было уже под 80, Зоя Николаевна решила отправиться в гости к внуку, в Москву, одна. "Как же Вы поедете?", - спросила.
- А что такого? Меня в поезд положат, потом, в Москве из поезда Саша вынет, и все. Приехала.
-А в поезде? Надо, например и в туалет сходить!
-Схожу. Там коридорчик узкий - тут упала, там упала, вот и дошла.
Как-то накануне 9 мая звоню З.Н., чтобы пригласить ее на концерт. Всегда делала к этой дате с детьми большой хороший концерт.
- Зоя Николаевна, я Вас приглашаю. Кого за Вами прислать?( у нее был страшенный артрит , вообще не представляю, как на таких ногах можно было ходить)
-Наташку( ученицу) пришли. Она меня донесет.
-Как у Вас дела? Как здоровье?
-Да вот упала вчера.
-Как упала?!!( уже думаю, как же она придет на концерт, если упала)
-Как-как. Жопой об землю, башкой об асфальт.
Тут я начинаю в ужасе нервно хихикать.
-И как же Вы поднялись?
-Подняться я не смогла. У меня же с собой ведерко с кирпичами. Так и поползла с ним к калитке. Взобралась по ней, облокотилась и запела: "Хорошо гулять в 17 лет!"
Я,сдерживая смех: а почему запели-то?
Она: а что мне, "помогите" что ли орать?
И потом уже деловым голосом:Сашенька, напиши мне пожалуйста текст песни "Помоги мне!"
И вот тут я начинаю хохотать...
Потом мы с ней обсуждали вопрос падений. З.Н. поделилась, что часто падает в огороде, когда наклоняется, и очень обидно, что грядки от этого мнутся. Но она нашла решение. Она старается падать в тропинки.
Когда было за 80, она с семьей дочери уехала жить в Переславль - Залесский. И началась наша переписка. Я храню у себя эти письма. В одном из них : "Сегодня 21 января - день объятий, сказали по радио. Я по этом случаю взяла лопату и пошла почистить снег около подъезда. Кидаю себе снег, идет мужчина, и говорит: ну что же Вы делаете? дайте мне лопату, я почищу. И забрал у меня лопату. А я еле стою. Ведь я за эту лопату держалась."
Еще одна небольшая история. Когда только переехали в Переславль, и даже еще не запомнили нового адреса, Зоя Николаевна исчезла. Дочь заволновалась, а потом вспомнила, что мама очень хотела побывать на ботике Петра 1, там как раз проходил праздник. А дочь ехать отказалась. Тогда мама взяла свою палочку, и пошла ловить попутку. Поймала джип, и сказала: вот я старая учительница, очень хочу попасть на праздник. Водитель джипа - бравый офицер на пенсии, ее подвез, пригласил в ресторан,и в полном восторге угощал и беседовал с нею. Оказывается, у него мама - тоже вот такая же бойкая старушка.)))
Мы сегодня долго говорили по телефону с ее дочкой. Вспоминали, то улыбаясь, то сквозь слезы. Есть еще много историй- Зоя Николаевна была не только педагогом - профессионалом высокого класса, но и настоящей женщиной, кокетливой и немного хулиганистой. Харизматичной личностью - сейчас это так называют. Но самое главное ее качество - она никогда никого не обсуждала, не осуждала. Не жаловалась. Улыбалась. И принимала все, что дает жизнь. А жизнь нам дает всякое.
В Болгарии у меня тоже появились приятели из этого поколения. 90-летняя баба Радка, бывшая учительница, и литературный критик Пенчо Чернаев, 93 года. Они потрясающие. Точно такие же жизнелюбы, как моя учительница. Пенчо, например, звонит, чтобы сказать, какая я прекрасная. Кавалер! Как жаль, что это поколение - уже уходящее. Как здорово, что мы успели их прихватить во времени, и научиться. Не всему, но отношению к жизни и к людям прежде всего. Улыбайтесь. Жизнь так быстротечна...