Пропитанный насквозь иудейской культурой, преданный своему учителю Гамалиилу, у ног которого он учился, фарисей из фарисеев - партии, ратующей за чистоту национальной идентификации и религиозной принадлежности Яхве, Павел являл собой пример самого точного исполнения Закона.
Но однажды он встретился с Ним.
Это было по дороге в Дамаск, куда направлялась группа во главе с Савлом (так в прошлом звали Павла). Внезапно, яркий свет поразил и ослепил всех, путники упали на землю и только один Савл услышал вопрошающий голос " Савл, что ты гонишь Меня?"
Эта встреча кардинально изменила мышление Павла, ставшего позже апостолом язычников и отправившийся в путешествия ради одной цели - проповеди "Христа распятого". Изменилось отношение к Богу, где человек приобрел иную роль, гораздо более возвышенную, чем можно себе представить. Корпоративность религии перестала существовать. Из безликой толпы три раза в год приходящей на поклонение, существенным стал один человек. Человеческая Единица вдруг стала значимой. Поклонение перешло на качественно иной уровень. "Поклоняющихся в духе и истине ибо таких поклонников ищет себе Бог" - эта фраза из евангелия от Иоанна приобрела иной смысл и стала понятной.
Смотрите как эта идея выглядит в одном из самых важных выводов Павла и всех его посланий.
" И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. (Гал. 2:20)
Фраза выглядит так, как будто он один на всей земле, и именно ему принадлежит подвиг Христов. Слова, которые услышал Павел по дороге в Дамаск "что ты гонишь Меня" отразились в его уме и сознании. Гонения, совершаемые им в далеком прошлом, касались непосредственно Самого Христа. Эта мысль постоянно пульсировала в его памяти, и ему очень хотелось забыть этот трагический момент. Но все изменилось с обращением этого человека. Христос стал Тем, о ком Павел мог сказать:
"предавший Себя за меня" - и эта идея является ключевой в теологических изысканиях и письмах.
Священство всех верующих, как однажды выразился Петр когда утверждал о "царственном священстве", принадлежит всякому приходящему ко Христу. Как говорил Сам Христос: "Где двое или трое во имя Мое, там и Я посреди их..". Эта идея содержится на страницах Нового Завета, и не заметить ее достаточно проблематично.
Обратите внимание еще на одну деталь. Не кажется ли странным, что евангельские рассказы повествуют о людях преимущественно простых и малозначимых. Один за одним раскрываются подробности исцеления прокаженного, прощение блудницы, воскрешение дочери начальника синагоги, и многие другие. Сами ученики были в большинстве своем не сильно образованные и не из высших сословий. Подумать только, Сын Бога Живого был на земле, и общался с таким с нашей точки зрения малозначительным контингентом. Все эти истории содержат одинаково примечательную деталь - акцент смещается от общего к частному, с Храма на церковь ( с греч. "ἐκκλησίαν" - собрание), с религиозного обряда к личному общению с Богом.
"Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. (Иоанн. 4:23) Это слова сказанные Сыном Божиим, приобретают, как я выразился выше, довольно значимым смыслом.
Местоимения "я", "мы", "меня" мелькают в Новом Завете столь часто, и относятся к личному опыту, как Павла, так и нас с вами. Оказывается, я тоже могу отнести к себе этот факт.
"Христос предал Себя за меня".