Найти тему
Аутизм и школа

Аутизм. Героическая балада о дефектологе. Часть 2.2. Гриша блещет мозгами и общается с мячом.

Второе занятие - 28 января 2021 года.

Учительница загодя позвонила и сказала, что придёт на час позже. Хорошо. Это позволило грамотно подстроить и перерывы и уроки.

Но пришла учительница не ровно в 15:00, на 10 минут раньше.

Да, шиза, - на сцену.

Как-то был у нас жуткий опыт с учительницей, которая пришла раньше и мы попытались начать урок, проигнорировав таймер. Ну да, удачи. Истерика. Принуждение. Гришино нервное перенапряжение. Мой нервный срыв. Я ошибочно решила, что он справится. Нет, не справился.

С тех пор да - шиза. Начало урока строго в договорённое время. Ставим будильник. И всё. Первый раз учительница пришла строго в звонок будильника. Будильник прозвенел, раздался звонок в дверь.

На этот раз было не так. Пришла учительница. Я, извините, стормозила и не потащила Гришу в коридор весело встречать учительницу.

Мы вошли в комнату, и я вижу панику на лице Гриши. Сразу же спрашиваю:

-Гриша, сколько ещё минут перерыв? Гриша бежит к таймеру, смотрит, и говорит - 8 минут.

И сразу успокаивается, занимается своими делами.

Мы присели за стол, я подписала документы, поговорили. Гриша какой-то кусочек мультика показал. Я опять спросила, сколько перерыв. Делаю это специально, чтобы звонок таймера не бил его по нервам. А чтобы он знал, что время движется и сокращается.

Гриша посмотрел. Оставались секунды.

- Ура, урок! - сказала я. - Тебе надо в туалет? У тебя есть вода?

Вода была, в туалет надо. Ушёл. И застрял... Мало ли, дела, в надежде подумала я.

Но нет. Не дела. Начало...

Хорошо. Я глубоко вдохнула, и пошла в коридор, в котором Гриша отирал стены. Ни в какой туалет ему было не надо.

Я обняла его, что-то говорила про игры, Фею, про то, а сколько будет потом перерыв. Гриша отвечал и шёл. В дверях застрял. Руки вцепились в косяк...

Я его продолжала обнимать и легонько щекотала, руки отпустил, особо не упираясь. Зашёл в комнату. Что-то ныл невнятное. Но был передан в руки Феи и она мне дала знак, чтобы я ушла.

ОК, пойду убьюсь об стену.

Если бы я не знала Гришу, то не обратила бы на всю эту крошечную сценку внимания, как, возможно, ошибочно сделала это Фея. Но, чёрт возьми, я его знаю. И это оно, начало сражения. И кто выйдет победителем, я не знаю.

---

Я села на ковёр в коридоре и уставилась в шарики на смартфоне. Что я буду делать, когда он с ошалелыми глазами ворвётся в этот коридор? Как остановлю, как верну? Не знаю. Шарики...

А тем временем Фея (буду её так называть, короче получается) начала творить чудеса. Видя, как я понимаю, его возбуждение и расторможенность, она сразу предложила ему поиграть в мяч, он сопротивлялся. Потому что Гриша плохо владеет телом и как раз такие занятия его не собирают, а растормаживают. Чтобы он пришёл в себя, ему надо работать мозгами.

Но вот Фея предложила играть в мяч, он сопротивлялся.

И она... отказалась от этого занятия.

Боже, когда я услышала, что она соглашается с Гришей не играть в мяч, моё сердце упало, всё, трындец. Она проиграла. Здесь рыдающий смайлик.

Но нет, Фея на то и Фея, она так филигранно выкрутилась, никогда не догадаетесь, как.

Она начала разговаривать с мячиком. А он ей отвечал. И это мячик не захотел, на самом деле, с ними играть. Я представляю Гришины глаза. Потому что слышать его я перестала. Видимо, мальчик был в шоке и потерял дар речи. Чудеса такие он любит, а особенно неожиданные, с недоверием смотрит и пытается разобраться, где подвох, где механизм, который разговаривает. В общем Фея нанесла удар не в бровь, а в глаз.

Занятие с мячом они оставили, но не из-за Гриши, нет, из-за мячика.

Это, скажу я вам... да... Высший пилотаж.

---

Уточню без юмора и восторга. Это был очень тонкий и опасный момент. Именно из таких эпизодов складывается авторитет учителя в Гришиных глазах. Если бы Фея, предложив Грише мяч и услышав отказ, так всё это и оставила, это была бы катастрофа. Так делать нельзя ни в коем случае. Мяч можно оставить, если очевидно, что ребёнок разваливается на части, но не по решению ребёнка. А вот так, как сделала она.

Ну и я бы, конечно, не додумалась до такого способа. В таких ситуациях я делаю всё, чтобы Гриша совершил хотя бы одно движение. Если задача побросать мячи, то один раз он обязательно бросит. Не бросает? Беру его руки и бросаю с полной физической подсказкой, даже если он вдруг на пол завалился. Нет, он должен его бросить. Чтобы ни в коем случае не закрепилось "я не делаю - меня отпускают". При этом я тоже, как клоун, весело и жизнерадостно игнорирую его неадекватность, помогая бросать мяч. Потом мы встаём и переходим к другому упражнению. Но факт остаётся фактом, это упражнение состоялось. И Гриша это запоминает.

Чтобы было понятно такого поведения на моих уроках не было уже давно.

---

Оставили они, значит, мячи и Фее удалось усадить Гришу за стол, используя всё те же приёмы, которые я описала в заметке про первое занятие. "Помоги мне" и "а можно я".

Ну а дальше начался какой-то цирк. Она очень быстро включила его в занятия, причём у неё заговорили теперь все нарисованные звери. И Гриша ей подсказывал, как они говорят. И она втягивала его в диалог. И вообще творилось там что-то непонятное. Они рисовали зверей, смеялись, стирали части тел (как потом оказалось, рисовали на специальной доске), опять рисовали, давали имена, подписывали имена под диктовку.

Я, если честно, не поняла, как у неё это вышло. Так включить его после явного сопротивления.

Но факт остаётся фактом.

---

Я выдохнула. Или наоборот вдохнула, а до того дышать забыла.

И ушла на кухню, в горле пересохло.

---

Это было первое сражение, и Фея победила.

Но я так за неё волновалась. Как понимаете, я не за Гришу переживаю (хотя за него, конечно, тоже), я за Фею. Потому что если проиграет Фея, проиграет Гриша.

---

Вернувшись через минуту, я поняла, что нельзя покидать пост!!!!))) Я пропустила второе открытие Феи. И теперь мне очень грустно по этому поводу.

Объясняю. Наша Фея выбрала интересный способ работы с Гришей. Она о Грише ничего не знает. Кроме того, что я ей сказала: дерётся, когда не справляется с поставленной задачей, и то, что ему нужны номера в расписании. Больше ничего она о нём от меня не услышала. Это её выбор. Как она сказала, я хочу увидеть всё сама. Отлично. Как пожелаете, только не сдавайтесь.

И вот придя на 10 минут раньше она вдруг узнала, что Гриша не просто смотрит мультики на компьютере, а именно им пользуется. Не знаю, что она думала до этого, но возглас удивления не сдержала. Тут я подтвердила и рассказала, что это и не достижение в общем-то. Делает он это с 5.5 лет. Это его личный компьютер.

Вообще, конечно, это интересный подход (кроме шуток, я, правда, так считаю) - Сама хочу всё увидеть. Учитывая, что это школьный учитель, а не специалист за деньги, то это, на мой взгляд, очень правильный подход.

Далее.

Гриша -- вообще типичный представитель человека с мозаическим развитием. И даже те, кто его знают, удивляются многому. Как легко он усваивает одно и как он вообще не может усвоить другое. Слишком большие перепады в знаниях в связи с перекошенным восприятием. Человек, не способный ответить на вопрос "сколько будет дважды два?" При этом, если пример будет написан, он сможет ответить и на 9Х9= Поэтому мне сложно представить, как Фея умудрится сложить одно с другим. И какие она сделает выводы. Пока она на этапе тестирования.

---

И вот второе открытие.

Усаживаюсь, значит, и слышу взволнованный голос Феи:

- А это назовёшь?

- 1985 (число не то он произнёс, но это не важно), - говорит Гриша.

- А это? - волнения больше.

- 1674, - без запинки проговаривает Гриша.

Что они там делали, я не поняла, но что-то с цифрами. Надо было, видимо, сложить и назвать. И каким-то образом Гриша сложил вот такие числа и стал их называть. Помним, я в коридоре, ничего не вижу, а тут ещё и в середине занятия появилась.

- А сложи 1345, -- говорит Фея.

Да пожалуйста.

- Да ты математик, - восторженно произнесла Фея и перешла к другому упражнению.

А это она узнала, что Гриша знает чуть дальше двух десятков. Дальше, примерно, на квадриллион. Хотя сама она этого не узнала, я ей потом рассказала.

Вот такое второе открытие за один день

---

Ну а дальше она тащила на себе занятие. Проходило оно много сложнее, чем первое. Процентов на 40, по моим ощущениям. Гриша ныл и сопротивлялся, но не уходил в истерику.

При этом Фея (низкий ей поклон) вернулась к мячам и таки сделала так, что Гриша их катал. Помните, я писала, на сколько это важно. И она это сделала. Всё через игру, театр.

- Гриша, а наш мячик там скучает, пойдём с ним поиграем.

Отступление. Оказалось, что Гриша то ли забыл за два месяца переезда, как бросать-ловить мячи, то ли сопротивлялся. Я так и не поняла. То есть Фея в начале бросила ему мяч, он не словил. Она быстро сориентировалась и усадила его на пол. Кто обучал детей ловить мячи, знает, что именно с пола, с катания всё и начинается.

---

Опять они пели и танцевали. Здесь был любопытный момент. Гриша ей сказал невнятно (она не поняла):

- Мы с мамой танцуем, - и направился к двери.

Она его как-то переключила.

А вообще-то он хотел, видимо, показать, как мы с ним, действительно танцуем. Вальс))) Кроме шуток, вальс танцуем)) Основной шаг.

Этот эпизод важен. Он первый раз поделился с ней частью своей жизни по собственной инициативе.

---

Далее Фея захотела познакомиться с Гришиной пандой, хватило же ей интуиции , чтобы понять, что панда не случайно лежит на диване. А познакомившись с пандой, которую зовут, естественно, По, она спросила, не спит ли с ней Гриша. Вот сюрприз, спит. А дальше, она спросила, а как ты её спать укладываешь, может, песни поёшь? Пою. Спой, пожалуйста. И Гриша спел ей "Спокойной ночи, малыши", единственную песню, которую знает, просто потому что мама ему её пела на протяжении лет, в надежде усыпить чадушко. И он её запомнил.

Спел, значит, и уложил спать панду.

---

Вышли они из занятия аккуратно, зачеркнув все, на этот раз 12 пунктов.

Мы договорились с учительницей, что она будет строго соединять одну деятельность и один номер. А мы просто будем наращивать число номеров. Это сделано для того, чтобы Гриша доверял. Он не слепой, отлично видел на первом занятии, что с номерами что-то не так. Что не одна деятельность = один номер. И учительница рассказала мне после того занятия, что он пытался зачеркнуть два и три номера за один раз. Я подумала, почему так могло быть. И предположила именно вышеописанное.

На втором занятии такого уже не было.

Уточню. На наших уроках Гриша уже давно не зачёркивает номер. Он доверяет, сам следит, чтобы ничего лишнего не было. Но! Он ещё следит, чтобы мы и не забыли ничего. Я иногда притормаживаю и путаю последовательность или что-то забываю. Нет. Гриша всё подскажет, укажет на забытое. Привет, мини-робот, который не свернёт с программы, не взирая на то, что занятия он не любит. Записано в расписании, значит, надо делать.

---

Фея попросила напоследок научить Гришу её хлопать. У нас есть целая последовательность хлопков, которую Гриша подсмотрел в каком-то мультике, а потом ходил и всех учил. И Фею он тоже научил.

Она сказала ему сообщить тихо маме, что урок закончен.

Он вошёл в коридор и шёпотом сказал мне, что урок окончен.

Всё. Общее время точно не знаю. Около часа.

---

После урока я узнала, что случилось то, чего я и боялась и о чём с порога предупреждала.

Фея "получила в нос".

Я так жутко, на самом деле, не удар в нос называю.

Гриша, когда перегружается, начинает очень сильно напрягаться, и по нему это видно, если... ну, если смотреть на него, увидишь. Он начинает сжимать кулаки, зубы, всё тело сжимается, может начать выгибаться на стуле. Короче, это нельзя не заметить. Иногда это происходит резко, иногда постепенно (несколько минут нарастает, можно остановить). И вот как финиш, он хватает ближайшую руку учителя, за что может схватить, за кисть, предплечье, плечо. И резко сжимает. Это он испытывает такие большие сложности, перегрузку, что хочет убрать учителя, как я это понимаю. Могу ошибаться. Именно это действие я и называют "дать в нос". Извините, если кого-то ввела в заблуждение. В нос Гриша не бьёт. Да и вообще - не бьёт ни кулаками, ни наотмашь.

Но, как понятно всем, не причастным к больным детям, от этого не легче. Именно поэтому я с порога всем, собирающимся его учить, говорю, что он дерётся. Так сказать, страху напускаю. Чтобы человек был готов. Ну и потому что я не знаю, что дадут человеку вот такие вот объяснения: знаете, Гриша может резко и очень неожиданно сжать Вашу руку, это он из себя вышел, не пугайтесь. Я просто не знаю, как такое можно объяснить. Пока не увидишь, не поймёшь, что это.

Короче, Фея пережила то, чего я боялась. И из того, как она мне об этом рассказала, описывая Гришино состояние, я поняла, что она верно поняла, что с ним происходит. И, спасибо ей, не испугалась. Причём на столько, что я даже не знаю, в какой момент это произошло. Слышно ничего не было. Никак она не комментировала для Гриши это событие. Что тоже говорит о её понимании ситуации. Ибо как-то отмечать это действие, я лично считаю бесполезным, ругать, обижаться, объяснять, ещё что-то - ни к чему не ведёт. Я перепробовало всё. Единственное, что помогает, это, вот сюрприз, помочь Грише справиться с проблемой, закрепить победу. И умение справляться с трудностями всё более непростыми приводит к тому, что Гриша как раз и учится себя контролировать.

---

Далее, пока Фея собирала свои волшебные инструменты, она сказала интересное:

- Вы не переживайте, что я тут с ним в игры совсем детские играю, мне просто надо понять...

И тут я чуть не кинулась ей на грудь со слезами благодарности. Потому что она даже близко не понимает, что делает. Нет, конечно, что-то своё она понимает.

Но она не понимает, что то, что она делает с ним и называет детскими играми, - это как раз то, что я до сих пор не могу делать с Гришей. Не потому что не хочу или не знаю как панду качать. А потому что, сколько не пробовала, я не могу привлечь его внимание, да так на долго, да чтобы он так активно участвовал во всей этой, на первый взгляд, ерунде. Покачаем куклу, а как назовём собачку, а котика как назовём. А давай поставим котика и он будет смотреть, как мы занимаемся. И так далее и так далее. Вот эти все младенческие разговоры - это недостижимая вершина для меня. Не говорить мне тяжело, а сделать так, чтобы Гриша во всём этом принимал активное участие.

И это мне, человеку, который вытащил Гришу из мрака, научил говорить, считать, писать, заставил его выучить учебники по Окружающему миру за два класса, научившему его собирать позлы до 120 деталей самостоятельно, человеку, который протащил его через бесконечное число букварей и методик по обучению чтению, через сотни диктантов, научившему его и артикуляционную и пальчиковую гимнастику делать и кучу всего.

Да, мне такой, стены пробивающей и несгибаемой, не под силу сделать так, чтобы он играл в простейший детские игры.

Вот только, я думаю, меня читают люди в теме, и то, что Гриша не способен играть в эту как бы ерунду, вообще-то всё о нём и говорит. А говорит, что он на такой низшей ступени навыков общения, что ниже только лежащий в люльке младенец.

Можно, конечно, успокаивать себя тем, что а ему не интересно. Он такой умный, кубики-головоломки складывает по 100 штук, ага , спутники Сатурна с валютами всего мира знает, чертежи читать умеет, ага. Ему просто не интересна эта ерунда.

Вот только это не так. Гриша очень воспитанный ребёнок. И если он может, он будет делать. Что бы это ни было. Даже мытьё полов. Если ему сказали, он будет делать. Просто потому что это сказала мама или папа. А вот если он не может, то не может.

И вот эти то игры, где есть воображение, взаимодействие, варианты, импровизация на уровне годовалых детей, эти игры ему недоступны. Вообще. Он скоро в шахматы играть научится. А это недоступно.

И вот наша Фея, совершенно ничего не зная о Грише (и похоже про аутистов тоже), но, как я понимаю, зная то, что я написала выше, и начала с этого. И что она видит? А видит она пустыню. В ней ничего нет. И как мастерски она тащит Гришу через все эти "А как зовут котика? А как он разговаривает? А где он живёт?" И она же не просто задаёт вопросы и как я, в страхе потерять его внимание, сама отвечает. Нет. Она добивается от Гриши ответа. Да, невнятного, едва слышного. Вообще он иногда просто мычит что-то. Но отвечает!!! И это невероятно.

И когда я всё это слышу, сидя на полу в коридоре, не могу поверить, что это мой сын взял панду и начал её качать и петь ей песню, просто потому что какая-то тётка ему это сказала сделать.

Не уверена, что смогла донести до вас, мои дорогие читатели, весь масштаб подвига, который совершает наша Фея. Да и сама она, кажется, не понимает.

Такие дела.

Итак.
Второе занятие позади.
Неизбежное Гришино сопротивление началось.
Фея мастерски выиграла первое сражение, в процессе потеряв процентов 40 Гришиной концентрации от первого занятия. Во времени не отдала ничего. В количестве заданий - ничего. В сложности - ничего.
Гриша блеснул мозгами, приоткрыв немного своих достоинств.
Фея совершает невозможное, делает так, что Гриша играет с ней.
Я, честно признаюсь, не знаю, как ей это удаётся. Вроде ничего особого не делает. Но он играет с ней. В ролевые игры. Она вынуждает его разговаривать с котом нарисованным, с собакой, с мячом. А ещё она постоянно ставит его перед выбором, не подозревая или наоборот видя, что для Гриши это вообще кошмар. Он тупеет, тормозит, не может этого сделать. А она постоянно требует от него выбирать. Имя, цвет, дом, вещи.
Повторяю, я не знаю, как она это делает.
---
Не буду описывать здесь свои надежды. Всем очевидно, чего я хочу.
Чтобы эта сказка не кончалась.

Удачи вам, мои дорогие читатели!

П.С. Я тут вспомнила, что забыла написать ещё с первого занятия. Фея наша всё время трогает Гришу. То за руку, то за плечо, то гладит по спине. При чём это уже вне урока, когда прощаемся. Я не спрашивала, зачем и почему она это делает.

(Как сами понимаете, ни один учитель вообще старался близко к Грише не подходить, не то что прикасаться.)

Но вот я знаю, зачем делаю это я. Гриша, даже в самые свои тёмные времена, мог включиться, если к нему прикасались, держали за руку, гладили по плечу. Говоришь с ним, он не соображает, берёшь его руки в свои, и он сразу включается.

Это его особенность. Такого про аутистов не прочтёшь. Наоборот, во всех статьях орут, что они прям все скопом не любят прикосновения.

Так вот, повторюсь, я не знаю, как и зачем Фея трогает Гришу. Но смею предположить, что по тем же самым причинам, по каким она и всё остальное делает. У Феи есть волшебные глаза, она ими смотрит и видит перед собой не диагноз, а конкретного ребёнка. И действует, основываясь на своих наблюдениях. Какая неожиданность.

Такие дела, дорогие мои. По земле ходит Фея с волшебными глазами, кто бы мог подумать.

НАВИГАТОР

ВОПРОСЫ