Найти тему
Александр Асов и К°

Античные святыни Кавказа

Оглавление
Эльбрус
Эльбрус

Кавказ Арийский

Для славян, по «Книге Велеса», весь Кавказ — это Белогорье и Златогорье. Это земля, «где Солнце спит в ночи». То есть это царство солнечных богов, по ко­торому течет солнечная Ра-река (Сурья-Ра — это бог Солнца). Здесь же правит Солнце Суряное, его сын Велес Суревич и внук Солнца, сын Велеса Ярила. Также и древние греки почитали Кавказ цар­ством сына Солнца-Гелиоса, царя Ээта.

С приходом на Кавказ киммерийских родов Бо­гумира, арийских родов Яруны, а потом Ария Оседня и Руса (см. далее легенды о прародителях) здесь об­разовалось нес­колько царств. История многих славяно-рус­ских, ка­зачьих родов также уходит в эти земли, как и родов иных кав­казских народов (индо-иран­ской, карт­вельской, аб­хазо-адыгейской групп). Исследуя времена давние, мы не всегда можем точно указать, какой древний народ стал прародителем народа современного, какой народ более коренной, а какой пришлый и когда он поселился на Кавказе. Но неко­торые связи между древними и сов­ременными народами можно проследить.

Полагаю, древнейшими родами Северного Кавказа, как и всего Причерноморья, являются роды абхазо-ады­гейские. Лин­г­висты видят родство их языка с языком хаттов (от хаттов или аттов идёт и их самоназвание). Сей народ ко II тыс. до н.э. на­селял чуть не весь берег Чёрного моря, имел развитую культуру, письменность, храмы. Они, пожалуй, могут почитаться пря­мыми по­томками атлантов. Древние абхазо-адыги — пришлый народ (местные легенды указывают на их приход из Египта, что может говорить о древней еги­петско-ат­ланитидской колони­зации Причерноморья). Можно шаг­нуть и далее и говорить о америко-атлантидской ко­ло­низации и искать родство абхазо-адыгов, например, с североамериканскими ацтеками и т.д.

Возможно, при той колонизации (X–IV тыс. до н.э.) предки абхазо-адыгов встретили в Северном При­чер­номорье предков, носителей картвельских, а также се­митских языков и, судя по всему, и негроидное на­селение Кавказа. Замечу, что негры и потом жили на Кавказе, об этом писали античные географы. Несколько семей коренных кавказских негров дожили в Абхазии до середины XX века.

Со II тысячелетия до н.э. на Северный Кавказ стали нака­тываться волны индо-иранцев (арийцев). Арийцев Кав­каза, пожалуй, можно разделить на две большие группы: индскую (венедскую) и иранскую. Вначале они разде­ля­лись не по языку, а по вере.

Венды (инды) почитали сво­им богом Дыя (Дьяуса, Дивса, Дялу и т.п. у их по­том­ков), то есть они были дэво-поклонниками. А иран­цы (собственно арийцы) почитали Асилу Велеса (Ахура Мазду), потому они были асо-поклонниками. Их про­ти­во­стояние отразилось в мифах как борьба дэвов и асу­ров, дасу (в Индии); дэвов и ахуров (в Иране); ясуней и дасуней (на Руси); асов и ванов (в Скандинавии).

Среди иранцев потом выделились скифские и сар­матские роды. Согласно «Книге Велеса», из сарматских родов, смешав­шихся с киммерийцами и венедами, по­том образовались соб­ственно славяне. В сла­вянской крови есть зна­чительная примесь скифской кро­ви, но язык славянский всё же ближе к сарматскому.

Скифский язык, древнеиранский, со­хранили осетины и сами иранцы. Здесь скифы разумеются в узком понимании, как их называли в «Книге Велеса», иностранцы же под скифами разумели также и славян. И большинство так называемых скифских древностей — сармато-славянские.

Венедский (индский) язык сохранили ли­товцы, он более, чем восточнославянский, близок к санскриту, языку ве­дий­ских ариев. Коренные казаки Северного Кавказа, по пре­имуществу потомки сармат, хотя, конечно, среди них мож­но выде­лить подгруппы с корнями чуть не всех ос­тальных родов Северного Кавказа.

Сей скифо-сарматский (арийский) Северный Кав­каз в мифоисторическое время можно было бы условно раз­делить на ряд царств.

Самое восточное — Берендеево цар­ство (современный Северный Дагестан), где жили берендеи. Запа­днее Царство Асов (современные Осетия, Балкария). Потом Царство Ванов (современная Чечено-Ингушетия), чечены и ин­гуши — вай­нахи. Ещё западнее начинались собст­венно сла­вяно-арий­ские царства, где жили роды бело­го­ров, бе­лояров и ново­яров.

От тех почти сказочных времён до наших дней дошли не только мифы, но и отголоски старых культов, следы древних святилищ.

Святилище Ярилы и св. Георгия в Берендеевом царстве

Славяне, и в особенности русские, весьма почитают святого Георгия, или Юрия. И не случайно светлый образ Юрия — защитника Земли Русской украшает герб столицы нашей Родины.

Образ византийского святого давно слился в русских на­родных легендах, духовных стихах с образом древ­не­русского солнечного бога-воина и земледельца Яри­лы, или бога Яра, Белояра. И точно так же в Греции святой Георгий встал на место бога Ареса, а в Риме — Марса.

Да и само имя этого святого сугубо языческое, оно значит по-гречески «чту­щий Гею» (богиню земли), то есть — «земледелец», это одно из имён Ареса и Марса, ко­торые суть боги-воины и по­кровители земледелия. И именно поэтому в болгаро-помак­ской «Ве­де славян» вместо имени Ярилы стоит имен­но имя Георгий (Гюр­гий), и это суть влияние гре­ческого дохрис­ти­анского по­чи­та­ния бога Георгия (значит, Ареса, а у сла­вян — Ярилы). Заметим также, что в «Книге Ярилы» Георгий — русколанский князь, он только воспитывался в Византии.

По славянским преданиям, сей бог сходил на Землю три раза. Впервые — на Урале, у Кайле-гра­да, затем на Кавказе, у Злато­града и далее — в Малой Азии, у Царь-града. И каждый раз он защищал град от змеи Ламии, насланной богом Дыем, Сивой или Чёрным богом.

Нас же сейчас более интересует почитание Яра на Кав­казе. Здесь почитание Яра имеет давний исток. Оно восхо­дит ко временам первых встреч ари­ев, почитающих Ярилу, и хаттов-атлантов (в русских ле­ген­дах — святогоричей) в середине II тыс. до н.э.

Место действия кавказского предания о Яриле оп­ределяется легко. Это долины близ Арарата и озера Ван, у стен леген­дарного Златограда — наследника древ­него Святого града, где не­когда правил царь ат­лантов Свя­то­гор (он же у греков Атлант, у хет­тов — Улликумми, на Кавказе — Амбри и т.д.).

Действие легенды — борьба со Змеем — повторялось здесь и по­сле много раз, десятки героев и по­лубогов в сих землях побеждали змей, насланных на людей за их пре­грешения. Самые известные из сих героев — это пра­родитель Арий (который также почитался воп­лоще­нием Ярилы), греки его знали под именем Персея.

Ария и по сей день по­читают как сво­его предка жи­­­вущие в сих местах ира­нцы (и ира­ноязычные осе­тины) и армяне. Все они (как, кстати, и славяне) — потомки раз­ных скифских родов, некогда пришедших сюда и осно­вавших древнее арийское царство Ишкуза (Скифское царство).

Но более всех чтили Ярилу кавказские берендеи, ибо они свой род вели от Велеса и сына его Ярилы. Даже их имя происходит от «бер», так звали священное животное Ве­леса — медведя (отсюда «берлога», то есть логово «бера»).

Надгробие св. Георгиса
Надгробие св. Георгиса

И именно в древнем Берендеевом царстве (сов­ре­менном Северном Дагестане) сохранились следы почи­тания Ярилы под именем св. Георгия (Уастарджи). Об этом рассказал пи­са­тель Мурад Асев-Аджиев, происходящий из древ­него ме­ст­ного кумыко-по­ловецкого рода.

Он написал несколько книг об этом святилище и о своем народе, о корнях половцев и кумыков: «Полынь по­ловецкого по­ля», «Мы из рода половецкого». Кумыков он почитает на­родом тюркским, ибо ныне они говорят на языке тюркской группы. Более того, он почитает всех казаков тюрками, бывшими половцами, которых рус­ские ос­ла­вянили.

Судьба свела меня с Мурадом Асевым-Аджиевым. Мы беседовали, выступали совместно в печати, ибо я также писал о происхождении казаков. К тому же я — Асов из рода костромских берендеев, а он — Асев из рода кав­казских кумыков и беленджеров. У него родст­вен­ники Тар­ковские из селения Тарку в Даге­стане, а у меня род­ственники Тарковские из-под Костромы (в том чис­ле поэт Арсений и кинорежиссер Андрей Тар­ковские). Он по­казывал фотографии своих предков, «ко­торые ни слова не понимали по-русски», но тип лица, одежда у них бы­ли чисто казачьи (славянские), отлич­ные от обы­ч­ных тюр­кских.

Да, оказывается, есть берендеи-беленджеры, которые ныне тюрки, они слились в древности с половцами, а ныне с ку­мыками, но их уже считаные единицы в Да­гестане. Гораздо больше берендеев-славян. Роды берендеев жили и под Ко­стро­­мой, — те самые, что рас­сказывали сказки о берендеях писателю А.Н. Ост­ров­скому, автору «Снегурочки».

Есть берендеи и под Ря­занью (бывшим Переславлем-Рязанским), под Пере­сла­влем-Залесским, на Украине, под Переславлем-Хмель­ницким, в Болгарии, под Преславом и так далее. И я полагаю, что все берендеи изначально были славяно-сарматами, часть же их в кавказском Берендеевом цар­стве после IV века была отюрчена вначале гуннами, потом хазаро-кипчаками.

И тем не менее кавказские берендеи сохранили па­мять о древнем солнечном культе. И ныне в неком мес­те, которое до времени Мурад скрывает от лю­бопытных (только фотографии сего места были опуб­ликованы), есть так называемая «могила святого Георгия». Мурад сего Георгия отождествил с епископом Григорисом, о котором писал византийский историк Фавст Бузанд Сей Григорис, живший в IV веке, пытался крестить гуннов, но был убит за свою миролюбивую проповедь. Однако мы долж­ны понимать, что поздние события всегда наслаиваются на более древние, легенды о новых святых вытесняют мифы о древних богах.

События, описанные Фавстом Бузандом, происходят в IV веке на Кавказе. Это — канун Великого пе­реселения народов. Время переломное, во многом оп­ределившее дальнейшее течение мировой истории.

Из­вестие визан­тийского историка о событиях, сходных с легендой о святом Георгии, нуждается, по моему мне­нию, в верном истолковании. Ведь на первый взгляд речь в сём тексте идёт не о Георгии, а об ином про­поведнике — Григорисе. Сии имена различны и по-раз­ному переводятся с греческого языка (Георгий — значит «земледелец», «чту­щий Гею», а Григорий — значит «про­бужденный»).

Однако имя «пробужденный» в древности давали тем святым, в коих пробуждался (то есть воплощался) какой-либо древний дух. А то, что могилу сего про­поведника потом стали почитать как могилу святого Ге­оргия, однозначно говорит о том, какого духа видели в Григорисе.

Образ святого Георгия в христианскую эпоху вы­теснил образ бога, коего славяне называли Яром (Яри­лой). Да и само имя Георгий — сугубо языческое, ибо значит оно «чтущий Гею» (богиню земли). Это одно из имен Ареса и Марса, а значит, и Ярилы, которые суть боги-воины и покровители земледелия.

Время действия истории — IV век н.э. По сла­вянскому ведическому календарю — это конец эпохи Белояра, последней эпохи прошлого Дня Сварога. Сей эпохе покровительствует бог Ярила, потому на земле разыгрывается история, подобная легенде о Яриле. На Кавказе роль Ярилы взял на себя хрис­тианский пропо­ведник Григорис, а роль его противника-змея — князь гуннов Санесан.

Кстати, полагаю, что напрасно Мурад роль змеи из легенды о святом Георгии в данном контексте при­писывал только тюркам-гуннам (к тому же гунны не совсем тюрки, среди них были и потомки угрофиннов, когда они явились на Кавказе, а позд­нее, когда они по­шли на Европу и Малую Азию, под гуннами разумелись также многие кавказские народы и казаки-славяне). Да и сам историк Фавст Бузанд утверждал, что князь Санесан был из иранского рода Арсакидов (то есть Ярсаков). И был он род­ственником ар­мянского царя, против коего воевал. К сему роду, кстати говоря, принадлежала и династия сла­вянских царей соседней Рус­колани.

И царь русколан Бус Белояр, живший в том же IV веке, был из рода Арсакидов-Ярсаков (согласно «Ярилиной книге»), и есть ос­нования считать его потомком Бэса (Буса) Бак­трийского, современника Александра Македонского, объ­явившего себя Артаксерксом. То есть Бус, как и Санесан, как и большинство царей кавказских народов того времени, принадлежал к древней арийской дина­стии, являющейся ветвью царских династий Индии и Ирана.

Царь Санесан, судя по книге Фавста Бузанда, правил не гуннами (те были только частью его войска), а ма­сса­гетами и аланами, а это арийцы, а не тюрки. Массагеты пришли на Кавказ, по сви­де­тельству греческого историка Геродота, «пре­следуемые зме­­ями», что можно по­нимать как пре­сле­дование мас­сагетов тюрками-гуннами (на чьих зна­менах был змей).

Неудивительно и то, что они воспротивились про­поведи Григориса. Согласно «Книге Велеса», мас­са­геты-рыбоеды, ещё будучи в Семиречье (Средняя Азия), слиш­ком буквально приняли сходно звучащую миролю­би­вую (по-видимому, буд­дийскую) проповедь, «стали ждать помощи от самой Сварги» и перестали трудиться, защищать себя. Потому они ослабли и были покорены, а затем и поглощены гуннами либо были изгнаны «зме­ями» (речь идёт, очевидно, об одном и том же). По­скольку массагеты не желали повторения сей трагедии, они и ответили на проповедь Григориса столь же­стоко.

Кавказские храмы супруги Велеса Аси-Ненилы

(Нанэ, Дарзи Нянильг, Астарты)

На Кавказе культы древних богов и богинь нередко со­­хра­нились в своём первозданном виде и даже не маскируются местными жителями под культы хрис­тианских или исламских святых. Так, недавно в Ар­мении, в Гарни, под Ереваном, пол­ностью восстановлен дей­ст­вующий храм Солнца (бога Ара-Мазда и его супруги На­нэ). Это ве­ли­чествен­ный храм, подоб­ный хра­мам древ­них греков и рим­лян. Он был по­с­троен в I веке н.э. по римскому об­раз­цу, потом раз­рушен зем­ле­тря­се­нием. В на­ше вре­мя вна­чале он был вос­ста­но­влен как па­мят­­ник ар­хи­тек­ту­ры, ны­не это дей­ст­ву­ющий храм.

Богослужение в храме восста­нов­лено 24 дека­бря 1989 года, и с тех пор ре­гулярно здесь от­ме­чаются язы­чес­кие празд­ники, на которые сходятся многие жители Ере­­вана. Моления и жерт­вопри­но­шения проводятся жре­цами из ар­мян­ской рели­гиозной организации «Аор­ди­не­ри Ухт» («Дети Солнца»), верховный жрец Салак Ка­косян.

Храм Ара-Мазда и Нанэ в Армении
Храм Ара-Мазда и Нанэ в Армении

Армянские язычники возводят древнюю веру армян к тем же индо-иранским корням, что и все народы Ев­ропы. Бога Солнца Ара-Мазда и его супругу Анаит (Нанэ) они отож­дествляют с иранскими богом Ахура-Маздой и богиней Ана­хитой. Мы же знаем их родство со славянскими Асилой Велесом и Ненилой.

Согласно славянским мифам, богиня Ненила — суть Ася, дочь Святогора, обратившегося в Святую гору (Арарат). Она же вдова Дона-Велеса, обратившаяся от горя в Бурю Ягу. Её можно также отождествить с аккадской богиней Нанайя, шумер­ской Иннаной, а так­же с египетской Изидой, супругой Осириса-Нила, по­тому она у славян стала Ненилой. Её имя переводится как «бабушка», в армянском «нанэ» значит «бабушка» (ср. с русским «няня»).

Её же в античном мире звали Иштар, или Астартой. Из­вестно также, что в Причерноморье в античное время культ Астарты был весьма почитаем. Величественная статуя Астарты стояла в храме на Таманском полу­островес III века до н.э. Остатки святилища Астарты были потом известны вплоть до XVIII века. Считается, что именно эту статую в «Слове о полку Игореве» именуют Тьмутараканским болваном.

Другое действующее и очень древнее святилище сей богини есть у подножия Казбека, западнее легендарного Берендеева царства. Здесь жили асы и ваны, предки современных осетин и вайнахов. В их землях ведические древности —пожалуй, самые архаичные на Кавказе, ибо традиция древнего богопочитания здесь не прерывалась никогда.

Древнейшее святилище Северного Кавказа, службы в коем не прекращались до сего дня, — это осетинское святилище Реком, посвящённое богу Астарджи (св. Георгий, Ярила). Несколько столетий он использовался также и как христианский храм, но вот уже более 150 лет там идут древние языческие моления и жертвоприношения. Да и сами осетины всегда свято хранили древнюю тра­дицию и не противопоставляли ее христианству. И ныне значительна часть осетин следует старой вере в обрядах и жизни.

Реком был восстановлен после пожара 1995 года и стал много краше. Полагаю, так и следует делать. К при­меру, в Японии святилище Аматэрасу заново оттраивают каждые 20 лет.

А соседи осетин — вайнахи и ныне Аллаха именуют также и по старой традиции: Дяла. Чтут вайна­хи и громовержца Сали. В вай­нах­ском богатыре Колай-Конте не­трудно узнать ведического Коляду.

В многоголовом великане Чёрном Хоже, который может оборачиваться и человечком величиной с локоть и с бородой в два локтя либо в волка, можно узнать ведического Чёрного бога, священным животным коего славянами признавался именно волк.

Почиталась осетинами и вайнахами также богиня Дарзи Нянильг (Мать Вьюг). В ней нетрудно узнать славяно-ве­дическую Бабу Ягу, которая в «Книге Ко­ляды» и русских бы­линах имеет также имя Ненила. Она же в русских былинах и сказках нередко является в образе царицы Девичьего царства и владеет стадами волшебных кобылиц, что также напоминает о древних временах, когда часть сармат, потомки амазонок, были «женоуправляемыми».

В древних землях яссов-осетин и вайнахов со­хранился до нашего времени действующий и ныне храм богини Дарзи-Нянильг. Для неё чечены и ингуши в Дев­доранском ущелье, в ауле Гвелеты устроили жерт­венник (Даба), где ей жертвуют турьи и козьи рога, скотину. По преданию, она начертала круг из скал на склонах Казбека (он и сейчас там виден).

Вначале она была добрым духом, но потом стала су­ровой. Бог её изгнал из рая, но не стал лишать вла­сти и разрешил ей жить на горе Казбек. Когда в этих землях победило христианство, Дарзи Нанильг отож­дествили со святой Ниной, крестительницей Кавказа.

Но потом, ко­г­да сюда пришёл ислам, древнее свя­ти­лище, ставшее це­р­ковью Нины, было пе­ре­именовано в мечеть. Му­сульманской святой с чертами древней бо­гини не было найдено. Потому люди здесь по-прежнему приносят жер­твы богине Дарзи Нянильг (она же Буря-Яга).

Заказать книги Александра Асова можно через интернет в Читай-городе (смотри здесь по ссылке). Отдельно там же Велесову книгу и Веды Руси.

* * *

Читайте книгу Александра Асова «Венок сказаний о Владыках звёзд" ("Мифы славян") на сайте AUTHOR TODAY. Регистрируйтесь на сайте и подписывайтесь на новые книги!