В середине 80-х годов — это была настоящая сенсация... Четырёх-метровые скифские колоссы среди пустыни, множество надписей на стеллах и прочее, прочее... Публикации о крупнейшей находке десятилетия тогда прошли в журнале «Вокруг Света» и «Технике-молодежи»...
Потом была перестройка, развал исторической и археологической науки... Напомнил я об этой сенсации уже в 1995 году в №6 журнала «Наука и религия»... Тогда со мною и связался Лев Леонидович Галкин, московский археолог и начальник тех экспедиций, что и объявил о находках на плато Устюрт — на восточном берегу Каспия...
Лев Леонидович — потрясающий археолог и прекрасный рассказчик. Он рассказывал о настоящих приключениях в той загадочной и полной тайн земле, раскалённой пустыне, полной старых городищ, руин дворцов и могильников, где под землёй сокрыто золото скифов и других обитавших тут народов...
И вот прошло ещё четверть века... Основная область моей деятельности была потом далека от археологии Прикаспия. Но вот, решил вспомнить о том, пошарил по интернету: нет ли современных фото тех потрясающих находок? Продолжила ли работу экспедиция? И что?..
Интернет молчит... Фотографий нет, а у колодца Байт, судя по всему, нет уже и каменных исполинов... Лев Леонидович тоже молчит — он ушёл из жизни три года назад, не издав даже и свою книгу («Северо-Восточный Прикаспий в Древности и Средние века») об этих открытиях...
В чём же дело? Не знаю... Местная пресса рассказывает о тех местах вещи удивительные. И о подземных ядерных испытаниях, в этих местах, после которых были выбросы радиации и эту зону закрывали, да и сейчас туда мало кто ходит, боясь заражения. И даже о более чем 20 случаях наблюдения там НЛО...
А исполины? Куда они-то делись.. Есть предположение, что их закопали от греха подальше, были-де там нелегальные раскопки, что-то нашли, а потом все сокрыли... Вот так... По другой версии — разрушили их некие религиозные фанатики... И о том тоже ни слуху, ни духу...
Если кто-то знает о судьбе исполинов больше, — скажем, из моих читателей... Откликнитесь!
А пока повторю ту старую статью 1995 года, тогда она называлась «Среднеазиатская прародина славян», а при переизданиях «Святыни Семиречья»...
* * *
Находки на плато Устюрт
Вот уже две с половиной тысячи лет стоят каменные колоссы близ северо-восточного побережья Каспия, на плато Устюрт, в местечке у колодца Байт. Их иссекали песчаные бури, их разрушали лишайники, многие из них были разбиты в глубокой древности суеверными кочевниками, опасавшимися «дурного глаза» каменных великанов. Но и ныне они производят грандиозное впечатление, показывая мастерство древних ваятелей.
Каменные исполины, некогда охранявшие древние святилища и усыпальницы, были обнаружены совсем недавно — в 1983 году двумя геологами, В. Гусевым и Е. Фараховым, и уже в следующем, 1984 году на место находки прибыли ученые Волго-Уральской археологической экспедиции из Института археологии Академии наук.
То, что они обнаружили, поразило специалистов. Л. Галкин, начальник Волго-Уральской экспедиции, так описывает место находок: «Вблизи двух высоких курганов лежало множество разбитых каменных изваяний. Статуи были разные — некоторые достигали четырехметровой высоты, другие — чуть более двух метров. Тут валялись каменные головы, широкоплечие мужские торсы с узкой талией. Вероятно, внушительное зрелище представляла эта галерея в древности в лучах заходящего солнца. Туда, в сторону заката, в сторону «страны мертвых», были обращены их лица. Поражало и количество скульптур — около 70 фигур на относительно небольшой площади. Это примерно столько, сколько всего найдено скифских каменных стел в степях Причерноморья более чем за сто лет...»
Изучив высеченные на каменных воинах знаки власти (гривны и браслеты), а также форму мечей и стрел, археологи экспедиции из Нукуса (начальник В. Ягодин) пришли к выводу, что святилище было сооружено в IV—III веках до н.э. саками-массагетами либо сарматами.
Замечу, что, по «Книге Велеса», сарматы, скифы и массагеты — это прародители ряда современных индоевропейских народов, в том числе славян.
Учёные также обнаружили на одном из камней знаки рунической письменности, но расшифровать их пока не удалось.
В IV–III веках до н.э. массагеты были одним из прославленных своими победами народов. Тогда они отражали натиск переаднеазиатских держав — Ассирии, потом Ахеменидской Персии и иных. Знаменитый завоеватель, царь Кир, и его войско погибли в битве с массагетами. Массагеты доблестно сражались и с непобедимыми воинами Александра Македонского, покорившего Персию.
В III веке массагеты во главе с вождём Аршаком сокрушили греко-македонскую власть в Парфии, провинции империи Александра Македонского, и основали великое Аршакидское Парфянское царство, границы которого простирались до Индии и Вавилона (замечу, что теперь, в 2007 году, была опубликована «Ярилина книга», согласно коей, сей Аршак — суть древний славяно-арийский князь Ярсак).
Кому из массагетских вождей была воздвигнута усыпальница на плато Устюрт? Чем он прославился, за что ему воздали такие почести? Сейчас об этом мы можем лишь догадываться, ибо молчат надписи на древних камнях святилища-усыпальницы.
Святилище славян-рыбоедов?
Массагеты были одним из народов арийской (индоевропейской) группы. Древние авторы их смешивали со скифами, сарматами, саками и киммерийцами. Ученые отмечают родство культур разных племен древних индоевропейцев и предполагают, что в то время они незначительно отличались и по обычаям, и по языку.
Полагаю, что мы вправе считать массагетов близкими родственниками и даже предками славян. Напрасно некоторые современные историки ограничивают прародину славян только Приднепровьем и Северным Причерноморьем. Мнение это спорно, ибо основывается на ограниченном археологическом материале, который мало что может сказать о языковой принадлежности изучаемых народов. Тем более если речь идет о временах, когда все индоевропейцы (ведийские арии, скифы, сарматы, саки, киммерийцы и иные) имели незначительные этнические различия.
Ныне, после обретения «Книги Велеса», священного писания древних славян, мы получили важнейший источник, который подтверждает среднеазиатское происхождение индоевропейцев.
«Книга Велеса» (Род II, 1:8 ) называет прародиной славян землю Богумира и Славуни — Семиречье: «Создавались роды те (то есть поляне, древляне, кривичи, северяне и русы. — Прим. А.А.) в Семиречье, где мы жили за морем, в Крае Зелёном, когда мы были скотоводами».
Семиречьем, или Sapta sinhavah (буквально — семь рек), называли свою прародину и ведийские арии, покорившие во II тыс. до н.э. Индостан. Многие учёные, изучавшие историю ригведийских ариев, полагают, что здесь имеется в виду среднеазиатское Семиречье, расположенное вблизи озера Балхаш. Эта местность, древнейший центр орошаемого земледелия, по сию пору носит название Семиречье из-за семи рек, впадающих в озеро.
Вся Средняя Азия — от Балхаша до Каспия в древности была населена арийскими племенами, которые многими волнами в течение нескольких тысячелетий выплескивались на просторы Евразии. Они освоили Причерноморье, покорили Северный Китай, Индию, завоевали Иран. Одним из этих племен и были массагеты.
Упоминаются ли массагеты в «Книге Велеса»? Их самоназвание переводится как «рыбоеды» («массуа» по-авестийски — рыба). «Книга Велеса» (Род IV, 4:4) знает племя рыбоедов-костобоких. «В старые времена рыбоеды нас оставили, не желая идти в наши земли и говоря, что им и так хорошо. И так они погибли и не стали плодиться с нами, умерли, потому что от неплодных ничего не осталось. И неизвестно (ныне) о тех костобоких, которые ждали помощи от самой Сварги и перестали трудиться, и вышло так, что они были поглощены илирами. И тут мы сказали, что это правда, что ничего от них обоих не осталось, так как илиры были поглощены нами — и не имеем мы теперь их».
Итак, массагетами овладел хорошо известный по поздним временам религиозный аскетизм. Что, кстати, говорит о развитой форме веры, ибо подобное отношение к нуждам плоти неизвестно более молодым, не оторвавшимся от природы культурам. Видимо, массагеты, подобно некоторым буддийским или христианским монахам-аскетам, посчитали плотские утехи и труд греховными и потому быстро вымерли.
Под поглотившими рыбоедов илирами «Книга Велеса» понимает финно-угорские племена Поволжья и Приуралья, которые вместе с тюрками по неизвестной для историков причине (объяснена она лишь «Книгой Велеса») сменили массагетов в конце I века до н.э.
Могущественные массагеты-рыбоеды, потрясавшие Древний мир, внезапно сошли с исторической арены и уступили место тюркам и уграм, а также аланам, образовавшим государство Хунну.
Наследники Атлантиды?
Культура массагетов-рыбоедов до последнего времени была загадкой для исторической науки. И только находки на плато Устюрт в какой-то мере приоткрыли завесу над неведомым.
Изучив святилище массагетов, Л.Л. Галкин — начальник Волго-Уральской археологической экспедиции — стал искать памятники, подобные святилищу Байта. И поиск его привёл в Переднюю Азию, в древнее государство Коммагены на юго-востоке Анатолии.
Там в конце II века до н.э. строились подобные святилища-гробницы (их называют гиеротесионами). Одно из них, Нимруд-Даг, построенное Антиохом I в середине I века до н.э., имеет планировку, схожую с планировкой святилища Байт. Правда, различаются и стиль (там он ближе к греческому, античному), и мастерство исполнения колоссов. Но и в Нимруд-Даге вблизи огромного кургана стоят статуи богов и царей, и композиция удивительно сходна с композицией усыпальницы Байта.
Но ведь в Анатолии в древности располагалось государство хаттов, культуру которых унаследовали многие народы Передней и Средней Азии. А хатты — это наиболее вероятные наследники малоазийской Атлантиды. Думаю, что малоазийская Атлантида унаследовала культуру Атлантиды, погибшей в Атлантическом океане в XI тыс. до н.э.
Полагаю также, что археологам следовало бы обратить свой взор и на Восток, в Северный Китай. Там, за пустыней Такла-Макан, известной занесёнными песком городами ариев II тысячелетия до н.э, есть и так называемая «Долина ста пирамид» в провинции Шанси. Многие из этих пирамид более впечатляют своими размерами, чем египетские и американские, но они совершенно не изучены китайскими археологами, ибо древности эти не китайские. И, возможно, они принадлежат той же арийско-аланской и праславянской культуре, что и изваяния святилища Байт.
Посредничеством культуры атлантов можно объяснить сходство изваяний, обнаруженных на плато Устюрт, близ Каспия и по другую сторону Атлантического океана — в Америке. Сравните сидящего воина из святилища Байт — и известное тольтекское изваяние сидящего бога Чакмооля из Храма Воинов города Чичен-Ица — одного из центров загадочной цивилизации майя-тольтеков (см. рис.). Подобных фигур много на полуострове Юкатан и по всему юго-востоку Мексики.
Это сходство заставляет предполагать, что массагеты-рыбоеды были одним из народов, которые унаследовали древнюю культуру ваяния и зодчества, возможно, берущую начало в древней Атлантиде.
Заказать книги Александра Асова можно через интернет в Читай-городе (смотри здесь по ссылке). Отдельно там же Велесову книгу и Веды Руси.
* * *