Найти в Дзене
Александр Асов и К°

Загадка каменных исполинов Семиречья... Куда они пропали?

Оглавление
Раскрашенные фото исполинов Семиречья
Раскрашенные фото исполинов Семиречья

В середине 80-х годов — это была настоящая сенсация... Четырёх-метровые скифские колоссы среди пустыни, множество надписей на стеллах и прочее, прочее... Публикации о крупнейшей находке десятилетия тогда прошли в журнале «Вокруг Света» и «Технике-молодежи»...

Потом была перестройка, развал исторической и археологической науки... Напомнил я об этой сенсации уже в 1995 году в №6 журнала «Наука и религия»... Тогда со мною и связался Лев Леонидович Галкин, московский археолог и начальник тех экспедиций, что и объявил о находках на плато Устюрт — на восточном берегу Каспия...

Лев Леонидович — потрясающий археолог и прекрасный рассказчик. Он рассказывал о настоящих приключениях в той загадочной и полной тайн земле, раскалённой пустыне, полной старых городищ, руин дворцов и могильников, где под землёй сокрыто золото скифов и других обитавших тут народов...

И вот прошло ещё четверть века... Основная область моей деятельности была потом далека от археологии Прикаспия. Но вот, решил вспомнить о том, пошарил по интернету: нет ли современных фото тех потрясающих находок? Продолжила ли работу экспедиция? И что?..

Осталось только это? Современное фото кургана у колодца Байт...
Осталось только это? Современное фото кургана у колодца Байт...

Интернет молчит... Фотографий нет, а у колодца Байт, судя по всему, нет уже и каменных исполинов... Лев Леонидович тоже молчит — он ушёл из жизни три года назад, не издав даже и свою книгу («Северо-Восточный Прикаспий в Древности и Средние века») об этих открытиях...

В чём же дело? Не знаю... Местная пресса рассказывает о тех местах вещи удивительные. И о подземных ядерных испытаниях, в этих местах, после которых были выбросы радиации и эту зону закрывали, да и сейчас туда мало кто ходит, боясь заражения. И даже о более чем 20 случаях наблюдения там НЛО...

А исполины? Куда они-то делись.. Есть предположение, что их закопали от греха подальше, были-де там нелегальные раскопки, что-то нашли, а потом все сокрыли... Вот так... По другой версии — разрушили их некие религиозные фанатики... И о том тоже ни слуху, ни духу...

Если кто-то знает о судьбе исполинов больше, — скажем, из моих читателей... Откликнитесь!

А пока повторю ту старую статью 1995 года, тогда она называлась «Среднеазиатская прародина славян», а при переизданиях «Святыни Семиречья»...

* * *

Находки на плато Устюрт

Плато Устюрт
Плато Устюрт

Вот уже две с половиной тысячи лет стоят каменные колоссы близ северо-восточного побережья Каспия, на пла­то Устюрт, в местечке у колодца Байт. Их иссекали песчаные бури, их разрушали лишайники, многие из них были разбиты в глубокой древности суеверными ко­чевниками, опасавшимися «дурного глаза» каменных ве­ликанов. Но и ныне они производят гран­диозное впе­чатление, показывая мастерство древних ваятелей.

Каменные исполины, некогда охранявшие древние свя­ти­лища и усыпальницы, были обнаружены совсем не­давно — в 1983 году двумя геологами, В. Гусевым и Е. Фа­­раховым, и уже в следующем, 1984 году на место на­ходки прибыли ученые Волго-Уральской археоло­ги­чес­кой экспедиции из Института архео­логии Ака­демии наук.

То, что они обнаружили, поразило специалистов. Л. Гал­­кин, начальник Волго-Уральской экспедиции, так оп­и­сывает место находок: «Вблизи двух высоких кур­ганов ле­жало множество разбитых каменных изваяний. Статуи бы­ли разные — неко­торые достигали четы­рехметровой вы­­соты, другие — чуть более двух метров. Тут валялись ка­­менные головы, широ­коплечие мужские торсы с узкой та­лией. Вероятно, внуши­тельное зре­лище представляла эта галерея в древности в лучах за­хо­дящего солнца. Туда, в сторону заката, в сторону «страны мертвых», были об­ращены их лица. Поражало и количество скульптур — око­ло 70 фигур на относи­тель­но небольшой пло­щади. Это примерно столько, сколько всего найдено скифских ка­менных стел в степях При­черноморья более чем за сто лет...»

Изучив высеченные на каменных воинах знаки власти (гривны и браслеты), а также форму мечей и стрел, археологи экспедиции из Нукуса (начальник В. Ягодин) пришли к выводу, что святилище было сооружено в IV—III веках до н.э. саками-массагетами либо сарматами.

Замечу, что, по «Книге Велеса», сарматы, скифы и массагеты — это прародители ряда современных индо­ев­ро­пейских наро­дов, в том числе славян.

Учёные также обнаружили на одном из камней знаки рунической письменности, но расшифровать их пока не удалось.

В IV–III веках до н.э. массагеты были одним из про­славленных своими победами народов. Тогда они от­ражали натиск переаднеазиатских держав — Ассирии, потом Ахеменид­ской Персии и иных. Знаменитый за­воеватель, царь Кир, и его войско погибли в битве с массагетами. Массагеты доблестно сражались и с непо­бедимыми воинами Александра Маке­донского, поко­рившего Персию.

Древняя крепость на плато Устюрт
Древняя крепость на плато Устюрт

В III веке массагеты во главе с вождём Аршаком сокрушили греко-македонскую власть в Парфии, про­винции империи Александра Македонского, и основали великое Аршакидское Парфянское царство, границы ко­торого простирались до Индии и Вавилона (замечу, что теперь, в 2007 году, была опубликована «Ярилина книга», согласно коей, сей Аршак — суть древний славяно-арийский князь Ярсак).

Кому из массагетских вождей была воздвигнута усы­пальница на плато Устюрт? Чем он прославился, за что ему воздали такие почести? Сейчас об этом мы можем лишь догадываться, ибо молчат надписи на древ­них камнях святилища-усыпальницы.

Святилище славян-рыбоедов?

Массагеты были одним из народов арийской (индо­евро­пейской) группы. Древние авторы их смешивали со скифами, сарматами, саками и киммерийцами. Ученые отмечают родство культур разных племен древних индо­европейцев и предполагают, что в то время они незна­чительно отличались и по обычаям, и по языку.

Полагаю, что мы вправе считать массагетов близкими род­ственниками и даже предками славян. Напрасно некоторые современные историки ограничивают пра­родину славян только Приднепровьем и Северным При­черноморьем. Мнение это спорно, ибо основывается на ограниченном археологическом материале, который мало что может сказать о языковой при­над­леж­ности из­у­чаемых народов. Тем более если речь идет о временах, когда все индоевропейцы (ведийские арии, скифы, сар­маты, саки, киммерийцы и иные) имели незна­чительные этнические различия.

Колоссы плато Устюрт. Раскрашенная фотография.
Колоссы плато Устюрт. Раскрашенная фотография.

Ныне, после обретения «Книги Велеса», священного писания древних славян, мы получили важнейший ис­точник, который подтверждает среднеазиатское проис­хождение индоевропейцев.

«Книга Велеса» (Род II, 1:8 ) называет прародиной славян землю Богумира и Славуни — Семиречье: «Создавались роды те (то есть поляне, древляне, кривичи, северяне и русы. — Прим. А.А.) в Семиречье, где мы жили за морем, в Крае Зе­лёном, когда мы были скотоводами».

Семиречьем, или Sapta sinhavah (буквально — семь рек), называли свою прародину и ведийские арии, по­корившие во II тыс. до н.э. Индостан. Многие учёные, изучавшие историю ригведийских ариев, по­лагают, что здесь имеется в виду среднеазиатское Се­миречье, расположенное вблизи озера Балхаш. Эта мест­ность, древнейший центр орошаемого зем­леделия, по сию пору носит название Семиречье из-за семи рек, впадающих в озеро.

Вся Средняя Азия — от Балхаша до Каспия в древ­ности была населена арийскими племенами, кото­рые мно­гими волнами в течение нескольких тыся­челетий вы­плескивались на просторы Евразии. Они освоили При­­черноморье, покорили Северный Китай, Индию, завоевали Иран. Од­ним из этих племен и были массагеты.

Упоминаются ли массагеты в «Книге Велеса»? Их само­на­звание переводится как «рыбоеды» («массуа» по-авестийски — рыба). «Книга Велеса» (Род IV, 4:4) знает племя рыбоедов-ко­стобоких. «В старые времена рыбоеды нас оставили, не желая идти в наши земли и говоря, что им и так хорошо. И так они погибли и не стали плодиться с нами, умерли, потому что от неплодных ничего не осталось. И неизвестно (ныне) о тех ко­с­то­боких, которые ждали помощи от самой Сварги и перестали трудиться, и вышло так, что они были поглощены илирами. И тут мы сказали, что это правда, что ничего от них обоих не осталось, так как илиры были поглощены нами — и не имеем мы теперь их».

Итак, массагетами овладел хорошо известный по поздним временам религиозный аскетизм. Что, кстати, говорит о развитой форме веры, ибо подобное от­ношение к нуждам плоти не­из­вестно более молодым, не оторвавшимся от природы культурам. Видимо, мас­сагеты, подобно некоторым буддийским или хри­стианским мона­хам-аскетам, посчитали плотские утехи и труд грехов­ными и потому быстро вымерли.

Под поглотившими рыбоедов илирами «Книга Веле­са» понимает финно-угорские племена Поволжья и Приуралья, которые вместе с тюрками по неизвестной для историков при­чине (объяснена она лишь «Книгой Велеса») сменили массагетов в конце I века до н.э.

Могущественные массагеты-рыбоеды, потрясавшие Древний мир, внезапно сошли с исторической арены и уступили место тюркам и уграм, а также аланам, образовавшим госу­дарство Хунну.

Наследники Атлантиды?

Культура массагетов-рыбоедов до последнего времени была загадкой для исторической науки. И только на­ходки на плато Устюрт в какой-то мере приоткрыли завесу над неведомым.

Изучив святилище массагетов, Л.Л. Галкин — началь­ник Волго-Уральской археологической экспедиции — стал искать памятники, подобные святилищу Байта. И поиск его привёл в Переднюю Азию, в древнее государство Коммагены на юго-восто­ке Анатолии.

Там в конце II века до н.э. строились по­добные святилища-гробницы (их называют гиеротесионами). Одно из них, Нимруд-Даг, построенное Антиохом I в середине I века до н.э., имеет планировку, схожую с планировкой свя­тилища Байт. Правда, различаются и стиль (там он ближе к греческому, античному), и мастерство ис­полнения колоссов. Но и в Нимруд-Даге вблизи ог­ромного кургана стоят статуи богов и царей, и ком­позиция удивительно сходна с композицией усы­паль­ницы Байта.

Но ведь в Анатолии в древности рас­по­ла­галось государство хаттов, культуру которых уна­следовали многие народы Перед­ней и Средней Азии. А хатты — это наиболее вероятные наследники мало­азийской Атлан­тиды. Думаю, что малоазийская Атлан­тида унаследовала куль­туру Атлантиды, погибшей в Атлантическом океане в XI тыс. до н.э.

Полагаю также, что археологам следовало бы обратить свой взор и на Восток, в Северный Китай. Там, за пустыней Такла-Макан, известной занесёнными песком городами ариев II тысячелетия до н.э, есть и так называемая «Долина ста пирамид» в провинции Шанси. Многие из этих пирамид более впечатляют своими размерами, чем египетские и американские, но они совершенно не изучены китайскими археологами, ибо древности эти не китайские. И, возможно, они принадлежат той же арийско-аланской и праславянской культуре, что и изваяния святилища Байт.

Колосс со святилища Байт и  бог Чакмооль из Чичен-Ицы
Колосс со святилища Байт и бог Чакмооль из Чичен-Ицы

Посредничеством культуры атлантов можно объяс­нить сходство изваяний, обнаруженных на плато Устюрт, близ Каспия и по другую сторону Атлантического оке­ана — в Америке. Сравните сидящего воина из святи­лища Байт — и известное тольтекское изваяние сидя­щего бога Чакмооля из Храма Воинов города Чичен-Ица — одного из центров загадочной ци­вилизации майя-тольтеков (см. рис.). Подобных фигур много на полуострове Юкатан и по всему юго-востоку Мек­сики.

Это сходство заставляет предполагать, что массагеты-ры­боеды были одним из народов, которые унаследовали древнюю культуру ваяния и зодчества, возможно, беру­щую начало в древней Атлантиде.

Заказать книги Александра Асова можно через интернет в Читай-городе (смотри здесь по ссылке). Отдельно там же Велесову книгу и Веды Руси.

* * *

Читайте книгу Александра Асова «Венок сказаний о Владыках звёзд" ("Мифы славян") на сайте AUTHOR TODAY. Регистрируйтесь на сайте и подписывайтесь на новые книги!