Найти тему
Дневник оптимиста

Автомобили России. Бортовая «полуторка» третьего поколения.

Оглавление
Ржавчина была бедой первых ГАЗ-3302. Адрес иллюстрации: https://avatars.mds.yandex.net/get-autoru-vos/2074421/829a7949e79c36ba9dc26b897039a831/1200x900
Ржавчина была бедой первых ГАЗ-3302. Адрес иллюстрации: https://avatars.mds.yandex.net/get-autoru-vos/2074421/829a7949e79c36ba9dc26b897039a831/1200x900
-2

Первым в семействе «ГАЗелей» стал бортовой грузовик с индексом ГАЗ-3302. Об истории создания, особенностях конструкции и «детских болезнях» этого автомобиля читайте ниже.

Как создавали ГАЗ-3302 «ГАЗель»?

К разработке конструкции полуторатонного грузовика приступили на ГАЗе в 88-м году. В основу были положены наработки экспериментального ГАЗ-56, освоенные в производстве узлы «волговского» семейства и передовые мировые тенденции развития автомобилей подобного класса.

Под руководством Бутусова А.М. — заместителя ГК (главного конструктора) по грузовым автомобилям, возглавил конструирование «ГАЗели» В.Л. Четвериков — ведущий конструктор, позднее главный конструктор завода. В его команду вошли Давыдов В.И. — компоновка и узлы, А. И. Кочетков — ведущий по кабинам и кузовам, С. В. Волков и В. И. Фузеев — дизайн, О. И. Петров и Д. Ю. Петров — испытания, а так же многие другие работники завода.

Грузовая "полуторка" третьего поколения с завода комплектовалась тентом, что было нововведением для "гражданских" машин. Адрес иллюстрации: https://avatars.mds.yandex.net/get-autoru-vos/2057538/54bb82e9d42ad2cf809584070f42ea22/1200x900
Грузовая "полуторка" третьего поколения с завода комплектовалась тентом, что было нововведением для "гражданских" машин. Адрес иллюстрации: https://avatars.mds.yandex.net/get-autoru-vos/2057538/54bb82e9d42ad2cf809584070f42ea22/1200x900

Работа по созданию автомобиля шла споро. Этому способствовало желание быстрее создать долгожданную «полуторку» и оптимистичные перестроечные процессы в стране, обещающие самостоятельность предприятиям и людям в принятии решений. На последнем этапе всё делалось в «пожарном порядке», так как обещавшая «золотые горы» перестройка обернулась развалом страны.

В такой ситуации специалистам ГАЗа пришлось задуматься о выживании предприятия в смутные времена. В качестве надежды могла быть только новая продукция, которая будет востребована на рынке. С «ГАЗелью» специалисты ГАЗа «угадали», а руководство завода взяло на себя смелость поддержать начинания специалистов и тоже не ошиблось.

Просторная эргономичная кабина ГАЗ-3302 была новинкой для автопрома нашей страны. Адрес иллюстрации: https://avatars.mds.yandex.net/get-autoru-vos/2155444/879dc499c882089181065ac560451214/1200x900
Просторная эргономичная кабина ГАЗ-3302 была новинкой для автопрома нашей страны. Адрес иллюстрации: https://avatars.mds.yandex.net/get-autoru-vos/2155444/879dc499c882089181065ac560451214/1200x900

Макет появился уже в 89-м году. Через два года был представлен публике предсерийный вариант машины, на доводку и испытание которой ушло ещё три года. Первая российская «полуторка» увидела свет летом 94-го. Автомобилю впервые с завода дали имя собственное, автором которого стал В.Н. Носаков — зам ГК.

За неполные пять лет удалось не только создать новый автомобиль, которого не было в советском автопроме, испытать его в различных климатических условиях с удовлетворительными результатами, но и провести сложнейшую подготовку производства. Был продемонстрирован поистине героический труд всего коллектива ГАЗа при подготовке машины, объёмы производства которой не могли определить даже предположительно.

ГАЗ-3323 "ГАЗель-фермер" пошла в серию летом 1995 года и стала одной из первых модификаций грузовика. Адрес иллюстрации: https://avatars.mds.yandex.net/get-autoru-vos/1635333/63405e2967e3934f308d19075a5d5b1e/1200x900n
ГАЗ-3323 "ГАЗель-фермер" пошла в серию летом 1995 года и стала одной из первых модификаций грузовика. Адрес иллюстрации: https://avatars.mds.yandex.net/get-autoru-vos/1635333/63405e2967e3934f308d19075a5d5b1e/1200x900n

Многочисленные модификации ГАЗ-3302 «рождались» ежегодно, иной раз по нескольку штук за год. Они способствовали расширению возможностей «полуторки» при перевозке длинномерных грузов, повышению её проходимости, грузоподъёмности и возможности работы не только на бензине, но и на газе. Общее их количество за первые десять лет производства приблизилось к трём десяткам. Порой спрос опережал предложение.

Особенности конструкции бортовой «ГАЗели».

  • Новая для нашей страны полукапотная компоновка стала веянием времени и была широко распространена в мире. Она позволяла ограничить общую массу автомобиля 3,5 тоннами, что позволяло «любителям» управлять грузовиком.
  • Наличие рамы было основным условием новой газовской «полуторки». Это обусловлено не только надёжностью, но и исторически сложившейся технологией производства грузовиков.
Двигатель ЗМЗ-402 был слабоват для грузовика, но другого в тот момент ещё не было. Адрес иллюстрации: https://cache3.youla.io/files/images/720_720_out/5a/83/5a8303f80fff810a1907e122.jpg
Двигатель ЗМЗ-402 был слабоват для грузовика, но другого в тот момент ещё не было. Адрес иллюстрации: https://cache3.youla.io/files/images/720_720_out/5a/83/5a8303f80fff810a1907e122.jpg

Двигатель ЗМЗ-402 для «полуторки» был пока «из подбора», от легковушек. Объёмом 2,3 л, способный развивать 90 сил. Надежды на дизель «Штайер» не оправдались, его производство оказалось слишком сложным и затратным. ЗМЗ не смог ещё запустить в производство мотор 405-й модели, предназначенный для «грузовика». Он появится почти через десять лет.

Обтекаемая форма просторной трёхместной кабины подтверждала тенденции развития мировой автомобильной мысли. Огромные стёкла, тонкие стойки, решётка радиатора и фары от «Волги» дали привлекательный, «легковой» внешний вид автомобилю и комфортные условия труда, которых не было в советских грузовиках, водителю.

Цельнометаллическая платформа с тремя откидными бортами, малой погрузочной высотой, комплектовавшаяся с завода тентом, была весьма кстати для грузовика с характером «легковушки».

Передняя подвеска ГАЗ-3302. Адрес иллюстрации: https://images.ua.prom.st/95310605_w640_h640_podveska-gazel.jpg
Передняя подвеска ГАЗ-3302. Адрес иллюстрации: https://images.ua.prom.st/95310605_w640_h640_podveska-gazel.jpg

Принципиальная схема передней подвески с длинными «мягкими» рессорами с малым количеством листов и амортизаторами телескопического типа была позаимствована у грузовика, разрабатывавшегося НАМИ.

Дисковые тормоза переднего моста производились по лицензии фирмы Лукас (Великобритания).

«Детские болезни» грузовика «ГАЗель».

Неразбериха в стране привела к необязательности поставщиков и снижению ответственности заводчан к качеству сборки, что явилось причиной многочисленных нареканий к российской «полуторке» со стороны потребителей.

Главной проблемой стал слабый двигатель, который в условиях эксплуатации постоянно перегревался. Решение пришло только в 2005 году, когда заволжские моторостроители смогли наладить выпуск современного ЗМЗ-405.

Рессоры и амортизаторы первых грузовых "ГАЗелей" не выдерживали условий эксплуатации. Адрес иллюстрации: https://autoruk.ru/images/stories/gazel/podveska/zadres/zres2.JPG
Рессоры и амортизаторы первых грузовых "ГАЗелей" не выдерживали условий эксплуатации. Адрес иллюстрации: https://autoruk.ru/images/stories/gazel/podveska/zadres/zres2.JPG

В производстве были сложности с рессорами и узлами их крепления, которые не сразу удалось «победить». Эксплуатационники неоднократно критиковали завод за это.

Рама «трещала» от перегруза и впоследствии её вынуждены были усилить, чтобы исключить это замечание эксплуатационников.

Кузов, кабина, рама и узлы первых «ГАЗелей» быстро покрывались ржавчиной. Заводчанам пришлось приложить немало усилий для повышения качества покраски, чтобы устранить этот дефект.

Привлекательна «ГАЗель» была только ценой, просторной кабиной и возможностью ремонта «на коленке».

Только через десять лет удалось произвести модернизацию ГАЗ-3302, которая значительно улучшила её надёжность, внешний вид и условия труда водителя. Впоследствии усовершенствования приведут к возникновению новых версий семейства «ГАЗель», которые завоюют значительную долю рынка коммерческих автомобилей России.

-9

Об истории создании семейства "ГАЗель" можно почитать здесь. Читайте, пожалуйста, другие публикации канала «Дневник оптимиста».

-10