Первым в семействе «ГАЗелей» стал бортовой грузовик с индексом ГАЗ-3302. Об истории создания, особенностях конструкции и «детских болезнях» этого автомобиля читайте ниже.
Как создавали ГАЗ-3302 «ГАЗель»?
К разработке конструкции полуторатонного грузовика приступили на ГАЗе в 88-м году. В основу были положены наработки экспериментального ГАЗ-56, освоенные в производстве узлы «волговского» семейства и передовые мировые тенденции развития автомобилей подобного класса.
Под руководством Бутусова А.М. — заместителя ГК (главного конструктора) по грузовым автомобилям, возглавил конструирование «ГАЗели» В.Л. Четвериков — ведущий конструктор, позднее главный конструктор завода. В его команду вошли Давыдов В.И. — компоновка и узлы, А. И. Кочетков — ведущий по кабинам и кузовам, С. В. Волков и В. И. Фузеев — дизайн, О. И. Петров и Д. Ю. Петров — испытания, а так же многие другие работники завода.
Работа по созданию автомобиля шла споро. Этому способствовало желание быстрее создать долгожданную «полуторку» и оптимистичные перестроечные процессы в стране, обещающие самостоятельность предприятиям и людям в принятии решений. На последнем этапе всё делалось в «пожарном порядке», так как обещавшая «золотые горы» перестройка обернулась развалом страны.
В такой ситуации специалистам ГАЗа пришлось задуматься о выживании предприятия в смутные времена. В качестве надежды могла быть только новая продукция, которая будет востребована на рынке. С «ГАЗелью» специалисты ГАЗа «угадали», а руководство завода взяло на себя смелость поддержать начинания специалистов и тоже не ошиблось.
Макет появился уже в 89-м году. Через два года был представлен публике предсерийный вариант машины, на доводку и испытание которой ушло ещё три года. Первая российская «полуторка» увидела свет летом 94-го. Автомобилю впервые с завода дали имя собственное, автором которого стал В.Н. Носаков — зам ГК.
За неполные пять лет удалось не только создать новый автомобиль, которого не было в советском автопроме, испытать его в различных климатических условиях с удовлетворительными результатами, но и провести сложнейшую подготовку производства. Был продемонстрирован поистине героический труд всего коллектива ГАЗа при подготовке машины, объёмы производства которой не могли определить даже предположительно.
Многочисленные модификации ГАЗ-3302 «рождались» ежегодно, иной раз по нескольку штук за год. Они способствовали расширению возможностей «полуторки» при перевозке длинномерных грузов, повышению её проходимости, грузоподъёмности и возможности работы не только на бензине, но и на газе. Общее их количество за первые десять лет производства приблизилось к трём десяткам. Порой спрос опережал предложение.
Особенности конструкции бортовой «ГАЗели».
- Новая для нашей страны полукапотная компоновка стала веянием времени и была широко распространена в мире. Она позволяла ограничить общую массу автомобиля 3,5 тоннами, что позволяло «любителям» управлять грузовиком.
- Наличие рамы было основным условием новой газовской «полуторки». Это обусловлено не только надёжностью, но и исторически сложившейся технологией производства грузовиков.
Двигатель ЗМЗ-402 для «полуторки» был пока «из подбора», от легковушек. Объёмом 2,3 л, способный развивать 90 сил. Надежды на дизель «Штайер» не оправдались, его производство оказалось слишком сложным и затратным. ЗМЗ не смог ещё запустить в производство мотор 405-й модели, предназначенный для «грузовика». Он появится почти через десять лет.
Обтекаемая форма просторной трёхместной кабины подтверждала тенденции развития мировой автомобильной мысли. Огромные стёкла, тонкие стойки, решётка радиатора и фары от «Волги» дали привлекательный, «легковой» внешний вид автомобилю и комфортные условия труда, которых не было в советских грузовиках, водителю.
Цельнометаллическая платформа с тремя откидными бортами, малой погрузочной высотой, комплектовавшаяся с завода тентом, была весьма кстати для грузовика с характером «легковушки».
Принципиальная схема передней подвески с длинными «мягкими» рессорами с малым количеством листов и амортизаторами телескопического типа была позаимствована у грузовика, разрабатывавшегося НАМИ.
Дисковые тормоза переднего моста производились по лицензии фирмы Лукас (Великобритания).
«Детские болезни» грузовика «ГАЗель».
Неразбериха в стране привела к необязательности поставщиков и снижению ответственности заводчан к качеству сборки, что явилось причиной многочисленных нареканий к российской «полуторке» со стороны потребителей.
Главной проблемой стал слабый двигатель, который в условиях эксплуатации постоянно перегревался. Решение пришло только в 2005 году, когда заволжские моторостроители смогли наладить выпуск современного ЗМЗ-405.
В производстве были сложности с рессорами и узлами их крепления, которые не сразу удалось «победить». Эксплуатационники неоднократно критиковали завод за это.
Рама «трещала» от перегруза и впоследствии её вынуждены были усилить, чтобы исключить это замечание эксплуатационников.
Кузов, кабина, рама и узлы первых «ГАЗелей» быстро покрывались ржавчиной. Заводчанам пришлось приложить немало усилий для повышения качества покраски, чтобы устранить этот дефект.
Привлекательна «ГАЗель» была только ценой, просторной кабиной и возможностью ремонта «на коленке».
Только через десять лет удалось произвести модернизацию ГАЗ-3302, которая значительно улучшила её надёжность, внешний вид и условия труда водителя. Впоследствии усовершенствования приведут к возникновению новых версий семейства «ГАЗель», которые завоюют значительную долю рынка коммерческих автомобилей России.
Об истории создании семейства "ГАЗель" можно почитать здесь. Читайте, пожалуйста, другие публикации канала «Дневник оптимиста».