Найти тему

Кино, вино и "Возрождение"

Оглавление
Теплоход "Константин Симонов"
Теплоход "Константин Симонов"

Претенциозное, громкое название – культурно-экологическая акция «Возрождение». Ни крупицы самоиронии. Канкан перестройки в сопровождении архиерейского хора. Иллюзии и самообманы, надежды и прозрения. 1990 год, октябрь.

Теплоход «Константин Симонов» отходит от причала Северного речного вокзала в Химках. Пассажиры – актёры и литераторы, режиссёры и учёные, журналисты и священники. Недавно вернувшаяся из эмиграции издатель религиозно-философского журнала «Беседа» Татьяна Горичева. Прошедший мордовский и пермский лагеря писатель Леонид Бородин. Священник из Нерехты отец Андрей Воронин. Актёр Вацлав Дворжецкий. Искусствовед Олег Генисаретский. Монархисты и кинематографисты, социал-демократы и христианские демократы, филологи и экологи, будущие оппоненты, тогдашние союзники в борьбе против КПСС, жить которой осталось чуть меньше года.

Чернобородый, басовитый историк Владимир Махнач рассказывает за обедом, что Горбачёву присудили Нобелевскую премию мира. «Кому присудили?» - удивляется его собеседник. «Кому, кому! – негодует Махнач. – Меченому! Латинской Америке!» И шлёпает себя по лбу – где у Михаила Сергеевича краснеет родимое пятно.

Бар теплохода "Константин Симонов"
Бар теплохода "Константин Симонов"

В баре «Константина Симонова» на подсвеченные уютно-жёлтым электрическим светом стеклянные полки выставлены бутылки – с водкой и «Зубровкой», виски и джином, армянским и молдавским трёх- и пятизвёздочным коньяком, наливками, настойками и винами. Каждый вечер вместе с новыми приятелями – корреспондентом «Московского комсомольца» и сыном неназываемой вслух дамы из правления Союза кинематографистов РСФСР (само путешествие всех нас на теплоходе возможно благодаря деньгам Союза) – мы занимаем место за столиком бара. Я читаю вслух поэму «Москва-Петушки». На каждой новой главе, на каждой станции, которую проезжает Веничка Ерофеев, мы выпиваем по рюмке. Ни разу нам не удаётся доехать дальше, чем до перегона «Салтыковская - Кучино»: «Зачем ты всё допил, Веня? Это слишком много…»

Кадр из фильма "Зеркало"
Кадр из фильма "Зеркало"

За соседним столом сидит Маргарита Терехова, первая миледи советского кино, прошедшая сквозь «Зеркало», недосягаемая, близкая, любимая. «Мальчики, что вы сегодня пьёте?» - спрашивает Терехова. «Рита, мы сегодня пьём «Стрелецкую». Мы перешли на «ты» после ночных посиделок в музыкальном салоне на третьей палубе, когда я заспорил с помощником капитана, кто больше знает эстрадных песен семидесятых, вроде «В белом платье с пояском».

Кадр из фильма  "Д'Артаньян и три мушкетёра"
Кадр из фильма "Д'Артаньян и три мушкетёра"

Терехова стала арбитром – и скрытым поводом к состязанию, помощник капитана тоже косился на неё горячим глазом, тоже хотел стоять с ней на корме теплохода, смотреть на тёмную реку, на редкие огни бакенов и рассказывать, что на Волге большинство городов с женскими названиями - Кострома, Самара – изначально строились на левом берегу, а с мужскими названиями – Ярославль, Нижний Новгород - на правом. Я увидел в нём соперника, он увидел помеху во мне.

Не сказав ни слова, мы порешили: кто кого перепоёт, тот и уйдёт с Маргаритой на верхнюю палубу.

В какой-то момент мы песня стала важнее женщины, он запевал, я подхватывал куплет и мы уже вместе выводили: «… я запомнил облик твой», а потом вспоминали «мы вам честно сказать хотим», потом ещё что-то, потом мы втроём допевали последний шлягер, бросая слова на волжский ветер, не давая спать сидевшим на корме чайкам.

Маргарита Терехова и Андрей Тарковский на съемках фильма "Зеркало"
Маргарита Терехова и Андрей Тарковский на съемках фильма "Зеркало"

Жаль, что не сохранилось магнитофонной записи, где Терехова рассказывает о Тарковском. Она говорила почти полтора часа, вспоминала о съёмках «Зеркала», о том, как её подруга устроила ей свидание с Андреем Арсеньевичем (она всегда называла его по имени-отчеству). Несколько раз она возвращалась к одному и тому же эпизоду: на представлении фильма зрителям, Тарковский хитро посмотрел на неё и Солоницына и вдруг сказал: «Странные люди, эти актёры… Да и люди ли они?»

Маршрут «Константина Симонова» - от Москвы до Углича, дальше Рыбинским водохранилищем до Череповца, оттуда по Шексне до Кириллова, снова водохранилищем на Волгу, остановка в Костроме и назад в Москву.

Торчащая из воды колокольня в Калязине.

Похожие на карцер шлюзы.

Надпись «На причале не скопляться» в Кириллове.

Череповец
Череповец

Череповец, отправляющий на бартер продукцию своего металлургического комбината, чтобы получить в обмен финские сапоги или недорогие, аккуратно пошитые, но непрочные мужские костюмы – как выяснилось позднее, это была партия одежды, в которую за границей обряжают покойников. Рубль обесценивается, но проезд в череповецком трамвае по-прежнему стоит три копейки.

Отдельные кадры – раздробленная, теряющая полноту единства жизнь, встречи, от которых осталось несколько слов или несколько страниц в блокноте, нищие города с трудной и длинной историей. Три монастыря – Ферапонтов, Кирилло-Белозерский, Ипатьевский. Затяжные беседы о том, когда началась национальная катастрофа: в октябре или в марте семнадцатого? И люди, никак не вовлечённые в баловство путешествующих на теплоходе умников, люди усталые, люди терпеливые, люди раздражённые, люди расшатанные к концу своего века, последние скрепы прежних устоев. О чём они думают, глядя на сто тридцатиметровое пассажирское каботажное судно, с запасом еды и бухла, каких давно уже нет в свободной продаже, с конференц-залом и сауной, с амбициями и мессианством, с нацеленностью в будущее без обременений?

Сытый голодного не разумеет.

Тогда, в девяностом таких пословиц стеснялись, как далёкой малообразованной родни, не догадываясь, как скоро и голодный, и сытый окажутся равны в своей ненужности новым временам.

Колокольня в Калязине. Фото 24open.ru
Колокольня в Калязине. Фото 24open.ru

В газете «Экологический вестник», в том же номере, где напечатали мои заметки о поездке на «Константине Симонове», есть две публикации, неожиданно точно зафиксировавшие атмосферу той лукавой и дурковатой эпохи. На первой полосе редактор «Эковестника» Евгений Камынин описывает недавние события: «Судя по количеству людей, собравшихся 30 октября возле здания областного управления КГБ на ул.Симановского и прошедших 7 ноября по Советской площади, костромичи весьма политически пассивны. Их равно мало привлекли как церемония памяти политзаключённых СССР, так и демонстрация верности идеям Ленина».

А на четвёртой полосе, в разделе объявлений, сразу бросается в глаза заголовок: «ПРОПАЛИ СОБАКИ».

И дальше: «В ночь с 28 на 29 октября в селе Селино Межевского района были украдены две охотничьи собаки – лайки. Одна по кличке Куда – больших размеров, белая, уши чёрные, вокруг левого глаза чёрное пятно. Другая по кличке Рекс – серая, грудь и лапы белые, крупных размеров. Знающих их местонахождение просим сообщить по адресу … Вознаграждение за собаку – 200 рублей».

Связь между тем, как мало народу пришли поддержать коммунистов и антикоммунистов и украденными в костромской жопе мира охотничьими собаками неочевидна и нерасторжима. Куда пропали Куда и Рекс? Кем стали митинговые вожди местного разлива? Куда их слили? Кого жалеть, кому сочувствовать, кого проклинать?