Соосновательница и креативный директор международного образовательного проекта Artclever Мария Покровская рассказывает о разнице онлайн и офлайн обучения творческим специальностям, плюсах и минусах, а также новых факторах в индустрии EdTech в период мирового локдауна.
Об обучении творчеству онлайн
В любом креативном процессе для результата важны критическое мышление и насмотренность, которые формирует вкус, а также практика, которая формирует опыт. Рука — лишь инструмент. Если делать упор только на «инструмент», то сам процесс превращается просто в механические действия, но итог не вызывает отклика ни у автора, ни у зрителя.
Поставленная рука дает уверенность и свободу. Поэтому я создала программу заданий с пошаговым освоением техник, и первый мастер-класс посвящен положению кисти, чтобы она не уставала и касания были летящими, точными — все это видно по работам, которые присылают ученики. Я и любой опытный преподаватель сможем увидеть, удобно ли держал карандаш человек, напряжена ли была рука — на это можно указать, поправить. Конечно, руку и глазомер надо прокачивать практикой, обычными упражнениями вроде наклонной штриховки и прочих, чтобы наработать навык и мышечную память. Но только ради того, чтобы победить пресловутый страх белого листа (что нормально для начинающего) и получить суперсилу — уверенность.
Результаты моего первого онлайн-курса 6 лет назад (а его прошли более 1000 учеников разных возрастов по всему миру) дали мне лично уверенность, что это работает и художественным навыкам можно научить онлайн.
О процессе учебы и возможностях в карантин
Студенты Artclever — жители разных стран, люди с разными графиками, культурой и образом жизни. Процесс обучения построен таким образом, чтобы проходить программу в своем темпе, смотреть видео-уроки и работать над арт-проектами в доступное время и в любом месте. Поэтому, благодаря карантину вовлеченность и учеников, и преподавателей в процесс обучения только возросла. Например, в апреле мы проводили арт-марафон с призами в Instagram Artclever, и резонанс был выше всех ожиданий. Также для поддержки наших пользователей мы открыли доступ к моему курсу изобразительного искусства «В руке Мастера».
Об удаленном учебном процессе
Если мы говорим о творческих профессиях, то 80% контактного времени онлайн с преподавателями должно быть посвящено совместной работе, а не уединенной. В процессе должен оставаться драйв, соревновательность и азарт, творческое напряжение — это жизненно-важно и для студентов и для преподавателей.
В нашем случае, когда видео-уроки записаны заранее, должна быть продумана последовательность и сложность заданий, драматургия самого курса и итоговые learning outcomes, то есть, что приобретает выпускник. Также сейчас мы изучаем возможности AR и VR различных проектов, чтобы протестировать в обучении.
О преимуществах и недостатках онлайн обучения
— Фактор стресса
Со школы мы помним, что 90% внимания, эмоций и времени было направлено на самоопределение и отношения: как я выгляжу, когда они замолчат, почему она мне так сказала и он на меня так смотрит, а сейчас к доске вызовут и все меня будут рассматривать. Онлайн этот фактор давления нивелируется и, даже занимаясь в группе, мы остаемся в своей зоне комфорта, тем самым действительно сосредотачиваясь на контенте.
— Фактор менторства
Находясь в группе из 25-40 человек в институте, никто не ожидает полноценного внимания к своим вопросам и работам, а часто предпочитают вообще затеряться в толпе. Фидбек получает тот, кто больше всех мотивирован. В формате асинхронного обучения (как в Artclever) каждый студент получает одинаковое внимание и это дает эффект личного репетиторства. Для преподавателей это возможность спокойно вникнуть в работу или вопрос и качественно ответить, а для студента — уделить задаче столько времени и попыток, сколько нужно, сформулировать вопросы и не соревноваться за внимание своего учителя.
— Право на ошибку
Поступив в институт, мы выбираем одну дорогу на ближайшие 5-6 лет. Лишь немногие, когда понимают, что ошиблись с выбором профессии или ВУЗа, решаются бросить и начать все с начала. Российскому образованию необходима система Major и Minor (то есть основной предмет и мини-специализация). Онлайн-курс дает возможность попробовать себя в профессии, чтобы затем принять решение.
— Доступность
Онлайн-курсы делают обучение у лучших доступным для всех. Меньше 3% ВУЗов в области творческих профессий предоставляют онлайн-программы, что делает образование недоступным для людей с ограниченными возможностями и иностранцев. Поэтому у нас почти нет международного взаимодействия индустрий.
Из недостатков я бы выделила репутацию и эмоциональный интеллект.
— Репутация
С каждым месяцем появляется большое количество проектов с агрессивными маркетингом и некачественными курсами, что портит репутацию всех EdTech проектов среди пользователей. Все сложнее сделать верный выбор среди множества ярких предложений. Здесь нужна новая национальная независимая институция оценки академического (как ни странно) качества.
— Эмоциональный интеллект
Тот самый первый фактор стресса является фактором социальной адаптации и развития коммуникативных качеств. При коммуникации через экран фактически не задействовано чувственное восприятие, что снижает спектр впечатлений и, соответственно, функции мозга, в частности памяти.
Главное, что я хочу сказать: онлайн — это не замена традиционной форме образования. Это возможность. И мы не имеем цели конкурировать с профессиональными учебными заведениями, а наоборот, стать партнером, который поможет запускать современные, актуальные и доступные онлайн-программы, расти во всех смыслах и быть представленными в глобальном контексте через лучшее, что у нас есть.