В прошлом году я описала переговоры о зарплате на примере покупки платья, и многим подписчикам понравился этот пост – очень наглядно и понятно. Сейчас у меня новый квест – покупаю кухонный комбайн. И на этом примере решила рассказать о поиске нового сотрудника работодателями. Итак…
1. Конкретная ситуация. Заставила искать комбайн меня конкретная жизненная ситуация – это большая семья, которая большую часть времени питается дома. Моя ценность – это вкусное, разнообразное и правильное питание, но при этом мне никто не помогает готовить. Я не готова заказывать готовую еду, т.к. на 5 человек это влетает в копеечку. И ни в каком виде не употребляю полуфабрикаты. Но поскольку я много работаю, я не могу позволить себе стоять часами у плиты. Исходя из всего этого у меня есть потребность автоматизировать подготовку продуктов: нарезать кубиками, шинковать, перемешивать, замешивать тесто, взбивать крема и т.д.
Так же и у работодателей: всегда есть конкретная ситуация на рынке и внутри компании, которая подталкивает компанию к поиску нового сотрудника. И понимая эту ситуацию кандидат может правильно позиционировать себя и преподнести с лучшей стороны.
2. Критичные и желательные требования. У меня есть критичные требования к комбайну, от которых я не готова отказаться ни при каких обстоятельствах. Это нарезка кубиками, шинковка и взбивание различных видов теста. Есть желательные – то, что было бы хорошо, чтобы было, но я готова от этого отказаться. Например, кофемолка и блендер. А есть функции, которые производители не смогут мне продать ни при каких условиях. Например, мясорубка и соковыжималка – они у меня есть отдельные, и я довольна.
У работодателей тоже всегда есть критичные ожидания, от которых они не откажутся. А есть желательные. Критичные требования обычно выделяются в вакансиях жирным шрифтом, капслоком или фразами «Обязательно!!!», «Не рассматриваются!!!».
3. Не соответствующие реальности представления о рынке. Можно сказать, что кухонный комбайн – это абсолютно новая для меня вещь. В этом посте я тоже рассказываю о том, как работодатели ищут нового сотрудника, а не на уже имеющуюся должность. И поскольку раньше я не покупала комбайны (по крайней мере такие), у меня были представления о рынке, не все из которых соответствуют действительности. Это нормально – в процессе поиска я их изменила.
То же самое происходит с работодателем: открывая новую вакансию, он описывает самого идеального кандидата, но сталкивая с рыночными ограничениями корректирует требования.
4. Корректировка бюджета. Одним из несоответствующих реальности ожиданий, была стоимость. Когда я начинала поиска комбайна, я думала, что он должен стоить тысяч десять. Но после анализа рынка поняла, что комбайн, который соответствует всем моим критичным требованиям, будет стоить 25-30 тысяч. Это намного больше, чем я планировала потратить изначально. Но когда я посчитала, сколько времени трачу на приготовление пищи, и сколько времени комбайн сэкономит за год, я поняла, что эта инвестиция оправдана, даже если она будет стоить в три раза больше. Я скорее ИНВЕСТИРУЮ в тот комбайн, который удовлетворит ВСЕ мои потребности, чем ПОТРАЧУ деньги на бесполезную машину.
То же самое нередко происходит с работодателями. Конечно, им не хочется платить намного больше. Но если компания понимает, что ей выгоднее нанять дорогого сотрудника, чем дешевого, она пойдет на увеличение бюджета.
5. Очень ограниченный рынок. Несмотря на изобилие моделей кухонных машин, после анализа рынка я поняла, что подходящие мне модели можно пересчитать по пальцам одной руки. При этом часть из них имела плохие рекомендации с предыдущих мест работы , т.е. плохие отзывы. От них я отказалась сразу.
Хотя на рынке огромное количество кандидатов разных по зарплатным ожиданиям и компетенциям, нередко работодатели сталкиваются с ограниченным выбором.
6. Отвратительный маркетинг. Дальше я столкнулась с тем, что маркетинг у большинства компаний, даже крупных международных производителей, отвратительный. Открывая карточку модели на сайте, я даже не могла понять есть ли у нее те функции, которые мне нужны. А если что-то не указано в «резюме» комбайна, я не буду звонить в колл-центр в Москву, висеть на линии полчаса и выяснять, есть эта функция или нет. У меня есть другие дела. Хотя комбайн мне ОЧЕНЬ нужен! Вместо конкретики производители продают клиентам абстрактные вещи. «Это прекрасный помощник на кухне! Вы его полюбите!» Надеюсь, но ЗА ЧТО?! «Более 10 насадок». Ок, более 10 насадок – это круто. Но КАКИХ насадок? Они мне вообще нужны?
И, поверьте, каждый день работодатели сталкиваются с той же проблемой: из резюме кандидатов не могут понять есть ли у них те навыки, которые нужны. И делают вывод, что, скорее всего, этих навыков нет. Работодатель не будет обзванивать сотни кандидатов, у него есть другая работа. Абстрактные формулировки тоже не заставляют работодателей «купить». «Ответственный», «исполнительный», «более 10 реализованных проектов» и т.п. – это про что? Кроме этого, производители говорят на своем «птичьем» языке, а не на языке клиента. Они говорят, что у комбайна такая-то мощность и такой-то объем чащи. А меня интересует, порежет ли он сырую морковку и сколько килограмм теста в нем можно замешивать? Также и соискатели часто пишут в резюме про то, что ИМ кажется важным. Но не анализируют рынок, чтобы понять, а что ищут работодатели.
7. Разделение функций. Столкнувшись с рынком, я поняла, что не могу найти одну модель, которая удовлетворяла бы все мои требования на 100%. И я решила, что разделю функции: куплю отдельно комбайн с блендером, функциями нарезки кубиками и шинковки, и отдельно миксер, который будет замешивать тесто, пюре, фарш и т.д. Естественно, ни за комбайн, ни за миксер я уже не готова была платить по 30 тысяч – я искала модели, которые бы уложились в общий бюджет.
Часто тоже самое происходит с работодателями: со временем они понимают, что кандидаты на рынке, не удовлетворяют всем их требованиям, и решают нанять нескольких специалистов. И естественно, они ищут людей с более узким функционалом и меньшими зарплатными ожиданиями.
8. Компромисс. В итоге я нашла две подходящие машины (комбайн и миксер). Но в тоже время мне пришлось смириться с некоторыми неудобствами: например, с тем, что у меня будут храниться две коробки, а не одна.
Также и работодатели: выходя на рынок, они мечтают об идеале. Но ни одного раза я не помню в своей практике, чтобы работодатели находили кандидата, на 100% соответствующего всем их требованиям. Хочу обратить внимание, что сотрудник – не комбайн, рынок труда функционирует не по принципу товарного рынка, а по принципу рынка услуг. Но все же, многие вещи очень похожи.
Книга «Поиск работы по рецепту»
Читайте также: