Продать подделку Лувру или сбыть тайком дом генерал-губернатора, избежав при этом наказания, — отдельный вид искусства, хоть и признано мошенничеством. Злоумышленники времен царской России осуществили множество подобных операций. ProfitTime подобрал несколько наиболее масштабных и дерзких махинаций.
Купцы Поповы
Купцы Поповы занимались крупными продажами импортного чая. Чтобы увеличить прибыль, они подмешивали в высококачественную смесь обыкновенные травы, а для цвета добавляли купорос или сажу.
В те времена купцы были не единственными спекулянтами в данной индустрии, но только у них получилось добиться небывалой популярности. Все дело было в том, что братья были однофамильцами магнатов Константина и Семена Поповых, которым принадлежала фирма по продаже чая из Китая.
Мужчины не просто использовали фамилию предпринимателей, но и подделывали упаковку таким образом, что подлог не могли раскрыть на протяжении десятилетия.
Предприниматели по сути своей были обыкновенными мошенниками. По причине отсутствия регулирования рынка многие продавали глину, выдавая ее за кофейный напиток, надували гусей для увеличения их объема, а в сливки подмешивали мел для пущей густоты. Объемы махинаций дошли до такой степени, что в 1909 году император Николай II подписал документ о создании отдельного ведомства по борьбе с подделкой товаров питания.
Завершилась история братьев Поповых громким разоблачением. В результате расследования оказалось, что в поле их деятельности были не только травяные чаи, но и медицинские препараты. На заседании суда в 1888 году старший брат Александр заявил, что именно он занимался мошенничеством. Согласно приговору, у него забрали купеческое звание и на всю жизнь сослали в Сибирь. Младшего брата Ивана отпустили.
Павел Шпейер
Мошенник был единственным и горячо любимым сыном генерала, имел хорошее образование, но работал на скучной работе мелким чиновником. Начинал он с подделки векселей, что практически нельзя было раскрыть. Азарт у Шпейера рос, появлялись новые друзья и со временем Павел "дослужился" до лидера секретного сообщества воров и фальшивомонетчиков под названием “Клуб червонных валетов”. У участников не было строгой организации. Они легко сходились для определенных задач и также легко расходились, а порой даже обворовывали друг друга.
На одном из пышных приемов Шпейер познакомился с князем Владимиром Долгоруковым. Последний был буквально очарован манерами молодого человека. У них очень быстро завязалась крепкая дружба, и Шпейер стал желанным гостем в особняке Долгорукова. В один из дней юный мошенник попросил князя провести экскурсию по дому английскому лорду. Он, польщенный таким интересом иностранного гостя, с удовольствием согласился организовать это мероприятие.
Тем временем иностранец выбирал себе дом в Москве. Шпейер, естественно, подсуетился и как бы невзначай обмолвился, будто особняк по правде принадлежит ему, а Долгоруков всего лишь арендует его. Впечатлительный лорд тут же захотел купить роскошный дом за любые деньги и вскоре подписал купчую.
Через два дня он занялся переездом и понял, что ни слуги, ни уж тем более князь не знают о сделке. Ходят слухи, что чтобы уладить конфликт, Долгоруков выплатил отступные лорду.
Закончилась история тем, что в 1877 году все участники “Клуба червонных валетов” оказались на скамье подсудимых. О дальнейшей судьбе Шпейера доподлинно неизвестно, однако, ходят слухи, будто он бежал в Париж и продолжил свои махинации
Братья Гохманы
Шепсель и Лейба Гохманы промышляли купечеством. Когда под Очаковом начались раскопки древнегреческого поселения под названием Ольвия, они перебрались из родной Одессы поближе к городу и начали промышлять продажей поддельных артефактов. Товары они выдавали, конечно, за реальные находки с места раскопок.
Наиболее крупную аферу они провернули в 1896 году, когда продали Лувру тиару правителя скифов Сайтаферна. Экспонатом, конечно, заинтересовались специалисты разных стран, которые впоследствии подтвердили подлинность находки.
Очень скоро в артефакте начали сомневаться археологи. После этого начался недурственный скандал. Надутые ученые были буквально в бешенстве от такой наглости российских купцов. Последние в результате признались в подлоге.
На самом деле “артефакт” создал одесский ювелир Израиль Рухомовский. Он не хотел участвовать в мошенничестве и даже не знал с какой целью у него заказали корону. Чтобы доказать, что проданное изделие на самом деле является подделкой, он приехал в Париж и при экспертах изготовил часть орнамента.
Гохманам чудом удалось избежать наказания. Это случилось благодаря тому, что Рухомовский не знал имен заказчиков. Согласно его заявлению, изделие у него заказал неизвестный человек из Керчи. Именно благодаря этому братья вышли сухими из этой переделки.