Это то, к чему я призываю своих коллег и «товарищей по цеху» в тёмные времена, то есть с наступлением холодов и темноты.
Когда закончился сезон пленэров, многие из нас перешли от натуры к рисованию по фотографиям. В лучшем случае, по своим фотографиям, в худшем, по чужим, обработанным фоторедакторами в угоду чужому вкусу и неведомой идее. Бывает, что и её нет.
Значительное количество художников рисуют ТОЛЬКО по фотографиям. Ничего плохого в этом нет, но совсем обходиться без натуры опасно для навыков, ибо творческий подход блокирует поступление обучающей информации. Предлагаю организовать себе сезон быстрых акварельных набросков с натуры. И уверяю, данный подход существенно прокачает навыки рисования.Когда нет вдохновения, выручат наброски акварелью с натуры.
Допустим, у нас сегодня мало времени, мы ждём сантехника, или плохое настроение, или у ребёнка температура СЛИШКОМ высокая, а мы уже сделали всё возможное, осталось только метаться из угла в угол или набирать трясущимися руками номера телефонов родственников, чтобы поделиться с ними своей бедой..
То есть нам срочно нужна психотерапия. Какое уж тут творчество.
Вот тут выручат быстрые наброски. Ни на что более серьёзное мы всё-равно не годимся.
А психотерапевтический эффект живописи трудно переоценить.
Заодно научимся бессознательному (правополушарному) рисованию. Не знаю, кто его изучал, и откуда информация о полушариях, но в этом точно что-то есть, и большинство выдающихся художников рисуют бессознательно, применяя накопленные ранее навыки, не обдумывая каждое своё движение и каждый штрих.
Именно поэтому многие из них уже не годятся в преподаватели, объясняя свои действия примерно так: «Сюда просится точечка» или «Мне кажется, так будет лучше», «Почему-то захотелось сделать темнее».
Их бессознательное рисование - результат многолетней практики, но очевидно, что процесс можно ускорить.
Быстрая живопись- один из возможных путей.
Акварельные наброски научат смелости. Научат работе по мокрой бумаге, если мы не побоимся её намочить, подарят чувство композиции, если мы не будем делать рисунок карандашом .
И очень ценный навык - это варианты смешивания пигментов.
Удачные и не очень, оригинальные, никем ранее не использованные, неожиданные, смеси противоположных цветов, кажущиеся невозможными (вдруг грязь).
Причём это будут смеси нашей личной палитры, красок из своего набора, а не у кого-то на мастер-классе.
Главное, дать волю рукам и отключить голову.
Готовые наброски не обязательно будут хороши, некоторые получатся удачными, а некоторые нет. Они могут оказаться не похожими на натуру, ничего страшного. В каждом из них будут находки и открытия.
Важно не потраченное время, а рисование с натуры. Вроде бы учебная работа, но без применения мозгов.
Ставим примитивный натюрморт. Тряпка-фон, яблоко, стаканчик. Или лимон на тарелочке. Можно цветок в вазе или в горшке, но это сложнее. Пусть это будет одна груша или гранат. Обязательно направить свет, можно поставить лампу.
Берём дешёвую акварельную бумагу, которую вообще не жалко. Комфортный формат. Для меня это А3, для многих А4, и это не важно.
Берём набор акварельных красок, не тюбики. Думаю, у каждого есть. Это для того, чтобы не продумывать ход работы заранее, а реагировать по ситуации.
Цель - расслабиться, а не напрячься.
Настраиваемся на рисование «мазни», а не на создание шедевра.
Предлагаю писать по мокрому. Заодно научатся те, у кого не получалось.
Без карандашного рисунка, прямо кистью, макая её в предположительно подходящие кюветы, и пусть краски текут, сами смешиваются и вообще вытворяют всё, что им заблагорассудится.
Помните, акварель вытерпит всё и абсолютно всё. Она не вытерпит только трусость.
И мажем кистью, приблизительно похоже на натуру. Главное, отключить мозги. Пусть руки рисуют сами. Бессознательное рисование.
Потом дадим подсохнуть этой разноцветной каше, добавим тёмные пятна тона в тенях и складках. Если бликов не осталось, расставим их белой гуашью.
И детализация. Несколько тёмных штрихов, несколько белых. Всё.
Думаю, многие удивятся, почему спонтанный этюд получился лучше продуманного.