Этот кризис - нападение французов и британцев на Суэц в 1956 году, и параллельно начавшаяся израильско-египетская война, стал одним из самых странных конфликтов в современной истории, отмечает американское издание The National Interest.
Началом войны послужило желание угасающих империй - Франции и Британии захватить Суэцкий канал, а закончился угрозой со стороны СССР нанести ядерные удары по Британии, Франции, а заодно и Израилю.
В июне 1956 года президент Египта Абдель Насер заявил, что национализирует канал, который, несмотря на недавно объявленную независимость Египта от Британии, контролировался европейскими державами. Решение Насера было вызвано тем, что после заключения крупной сделки с Советским Союзом по поставке оружия американцы отказались финансировать строительство огромной Асуанской плотины.
Денег Египту на завершение проекта взять было негде, поэтому Насер не нашел другого решения, кроме как национализировать канал, а доходы от пошлин пустить на достройку Асуанской плотины. Однако он не учел одного - нет ничего более опасного для окружающих, чем гибнущие империи. Британия и Франция на тот момент только начали свыкаться с мыслью, что на мировой арене теперь доминируют США и СССР, а сами они стали лишь второстепенными державами.
План Франции, Британии и Израиля был прост и циничен. Израиль должен был вторгнуться на удерживаемый Египтом Синайский полуостров, а затем якобы для защиты Суэцкого канала, Британия и Франция выдвинут ультиматум Египту и Израилю о выходе из зоны конфликта, который Египет, понятное дело, не примет.
В этом случае французско-британские войска вторгнутся и захватят канал. Насера свергнут, а старые добрые империалистические времена образца 19 века будут восстановлены.
Все прошло по сценарию, военный успех сопутствовал и израильтянам, и англо-французским войскам. После высадки на Синайском полуострове англичане потеряли около сотни человек, французы - около 50, израильтяне - около 1100. У египтян потери составили порядка 8 000 человек.
Однако с политической точки зрения военная победа обернулась для бывших империй полной катастрофой. Мало того, что в Британии вспыхнули антивоенные протесты, реакция сверхдержав для Франции и Британии не оставили им шансов. Советский Председатель Совета Министров Николай Булгарин заявил, что СССР готов нанести ядерные удары по Израилю, Франции и Британии, если эти страны не отступят.
Что окончательно обескуражило бывших империалистов - реакция США. Эйзенхауэр пригрозил ввести санкции против Израиля, если он не уйдет с полуострова. Британии он пообещал проблемы с поставками нефти, а также продемонстрировал намерение продать британские облигации, что разрушило бы ее экономику.
В итоге стало понятно, что бывшие европейские империи утратили самостоятельность и теперь уже не могут принимать важные решения без согласования с ведущими мировыми державами. Абдель Насер, напротив, несмотря на военное поражение, не только не был свергнут, но и стал героем арабского мира.