Друзья!
Как-то я давно собирался написать о том, как возникло государство Южный Судан. Оно выделяется тем, что на данный момент (январь 2021) является последним возникшим государством, признанным всем мировым сообществом. Но тут недавно в этой стране возникли некоторые проблемы у известного блогера Варламова (а ведь ему говорили, а ведь его предупреждали с детства - не ходи в Африку гулять, там гориллы и большие злые крокодилы). По этому поводу я, наконец собрался.
Судан представляет собой крайне разнородное этнически и религиозно государство. По переписи населения 1955 - 1956, в Судане было перечислено 56 этнических групп. Используется 115 языков, общенациональный язык - арабский. По данным 1998 года, 70% суданцев составляли мусульмане, 5% - христиане, 25% - последователи традиционных африканских верований.
Южный Судан имеет население 8,5 млн чел. В отличие от арабского мусульманского северного Судана, население Южного Судана составляет негроидное население (три племенных группы - динка, нуэры, экваториальная племенная группа), не имеющее общей религии, и в целом этнически и природно Южный Судан ближе к Кении, Уганде и другим странам Черной Африки (к тому же, и экономические инвестиции из Кении и Уганды шли в Южный Судан в большем объеме, чем из северного Судана).
Эти различия между Севером и Югом определяли сепаратистские тенденции в Судане, и привели страну к распаду в 2011 году.
Но были и другие проблемы. Северные элиты привыкли эксплуатировать ресурсы Юга без учета интересов местных элит, и уж тем более населения. Такая система экономических и политических отношений сформировалась еще в 19 веке, в период турецко-египетского господства. Затем в период англо-египетского управления (1899 - 1956), и в период независимого Судана, менялась форма, но не суть этой системы управления.
Более того, англичане в период управления Суданом разработали "Южную политику", направленную на предотвращение полноценной экономическую интеграцию Севера и Юга ("разделяй и властвуй"), с целью возможного будущего присоединения Южного Судана к британской Восточной Африке. Все административное управление на Юге было в руках англичан, которые сознательно поддерживали население Южного Судана на племенном уровне развития, блокируя смешение племен в единый южносуданский этнос.
После провозглашения независимости Судана (1956) по существу ничего не изменилось. Место английских чиновников в Южном Судане заняли северные чиновники.
И конечно же, если начать копать в глубину причины любого социального или политического конфликта, то в итоге обязательно докопаешься до перераспределения потоков денег. Так и здесь. В районе города Бантиу, находящемся прямо на границе между южной и северной частями Судана, имеются крупные месторождения нефти. В 1980 году суданское правительство перенарезало границы провинций, и Бантиу, раньше бывший под контролем южных региональных властей, теперь оказался в "северной" провинции, что вызвало сильное недовольство южан. Кроме того, когда при развитии добычи нефти в этом районе, поднялся вопрос о нефтепроводе, то южане высказались за строительство нефтепровода через южную территорию в Кению. Но северные элиты приняли решение строить нефтепровод через северную территорию в Порт-Судан, чтобы при любом раскладе сохранить над ним контроль. Там же был построен перерабатывающий завод и терминалы. И наконец, последней причиной перехода политического противостояния в военную форму стала попытка введения центральными властями шариата на всей территории страны. В 1983 году началась новая гражданская война между Севером и Югом (в котором крупнейшей военно-политической партией стало Суданское народное освободительное движение - СНОД).
Сначала война развивалась успешно для южан. Пользуясь поддержкой эфиопского правительства, южане взяли под контроль большую часть нефтяных полей, продвинулись дальше на север, дойдя до водохранилища Росейрес на Голубом Ниле. Но после падения режима Менгисту в Эфиопии, южане потеряли источник поставок нового оружия, и северяне в 1991 - 1994 гг. вернули контроль над большей частью нефтяных полей в спорном регионе. Однако потом вместо эфиопов южанам стали помогать США и местные региональные союзники (например, Уганда), заинтересованные в контроле над нефтью. Южане сумели стабилизировать линию фронта. К 2002 году СНОД контролировала большую часть юга страны, и насчитывала 25-30 тыс. бойцов, имела танки Т-54 и Т-55, "катюши", и другое вооружение, сочетая тактику партизанской войны и классической позиционной войны для удержания занятой территории.
9 января 2005 года центральное правительство и СНОД, при посредничестве США, подписали Всеобъемлющее Мирное Соглашение (ВМС). Документ предусматривал создание автономного правительства Южного Судана, выделение квоты для южан в общегосударственной исполнительной, законодательной и судебной власти, и проведение референдума о самоопределении Южного Судана. При этом значительное влияние на решение вопроса в пользу увеличения полномочий южан оказали США, заинтересованные в получении легкого доступа к суданской нефти, и реализующие для этого принцип "разделяй и властвуй".
20 сентября 2005 года было создано "правительство национального единства" Судана. В него вошло 15 министров правящей северной партии Национальный Конгресс, и 8 министров южного СНОД.
24 октября 2005 года было создано автономное правительство Южного Судана. Также в сентябре того же года была создана Техническая комиссия по делимитации границы между севером и югом, под председательством норвежца, а февраля 2008 года - британца.
На 2007 год была запланирована перепись населения, на 2009 год - парламентские выборы, на 2010 - референдум о самоопределении Южного Судана.
Но дальше все забуксовало. Северным и южным элитам не удалось на практике реализовать пункты ВМС.
Несмотря на вхождение южан в общее правительство и парламент, северяне продолжили практику игнорирования интересов южных элит. Министры-южане в центральном правительстве не получили реальных рычагов управления. Не были сформированы "интегрированные вооруженные силы"(ИВС) - объединенная армия всего Судана, севера и юга. Южане были согласны на ввод миротворцев ООН в Дарфур (Западный Судан, где также бушует межэтничский конфликт), центральное правительство было против. Но главной проблемой остается контроль над нефтью, а особо над еще одним нефтяным районом - Абьей (1/4 суданской нефтедобычи). Он относится к "северной" провинции Южный Кордофан, но при этом заселен "южным" народом динка, что дает основания претендовать на район и нефть и Северу, и Югу. По ВМС, в 2007 году обе стороны должны были вывести из Абьей свои войска, и их место должны были занять ИВС. Но на самом деле, в 2007 году ни центральное правительство, ни южане свои войска не вывели, и уж тем более их место не заняли несуществующие ИВС. В 2008 году в районе снова начался военный конфликт между суданской армией и СНОА. В 2009, под давлением США, арбитражный суд в Гааге постановил провести в Абьей в 2011 отдельный референдум о принадлежности района к Северу или Югу.
С 9 по 15 января 2011 в десяти южных провинциях Судана был поведен референдум, по итогам которого 98% участвовавших выбрали полную независимость (ну или кто там и как считал бюллетени). 9 июля была провозглашена Республика Южный Судан, сразу же признанная "северным" Суданом. Но пришел ли в эту часть глобуса мир? Нет, не пришел. Судан и Южный Судан сразу же возобновили войну за Абьей, теперь уже межгосударственную. А затем и сам Южный Судан быстро провалился в гражданскую войну, за раздел власти между племенными группами. Отдельный референдум в Абьей был проведен с опозданием, в 2013 году. 99% выбрало Южный Судан, но северное правительство как-то даже и не подумало реализовать его результаты, и оставило за собой фактический контроль над регионом. Ну а Южный Судан пополнил список самых бедных и нестабильных государств планеты. Так и живут.
Спасибо за внимание!