Найти тему
Анна Савельева

Почему школа должна измениться. Новое поколение. Отцы и дети.

Вам, наверное, приходилось слышать такие обозначения поколений как Миллениалы, Бумеры, поколение Z ?

Эти американские термины, определяющие разные поколения, с лёгкостью подхватили в России и используют на практике психологи и рекрутинговые агентства при приеме на работу.

Теорию поколений предложили в 1991 году писатели-историки — Уильям Штраус и Нейл Хоув.

Что же это за поколения? Разберем кто есть кто, и попытаемся ответить на несколько вопросов.

Сегодня на едином пространстве соседствуют и сосуществуют пять поколений.
Мне теория кажется интересной. Понимание особенностей каждого поколения помогает решить множество проблем.

Потихоньку уходит «Молчаливое поколение», рожденное с 1922 по 1943 годы. На их век выпало много трудностей, война, восстановление разрушенных городов, открытия, покорение стихий и самих себя. Это люди зрелые и молчаливые. Их характерными чертами называют самопожертвование, уважение к власти, отношение к жизни и работе у них как к награде.

Следующее поколение «Бумеры», родившиеся в 1944–1960 годах. Трудоголики, «книжники», с психологией «если не я то кто?», любят конкуренцию, гордятся коммуникацией, победители — они верят в волю и возможности человека, занимаются спортом (культ спорта и здорового образа жизни), им присущ консерватизм, командный дух, культ молодости, ценят профессионализм и знания, любят семью и детей.

Символ крепкой семьи. Памятник Петру и Февронии в Екатеринбурге.
Символ крепкой семьи. Памятник Петру и Февронии в Екатеринбурге.

Затем следуют люди, рождённые между 1961 и 1980 годом.

«Поколение X»  или их ещё называют «потерянное поколение». Это самое «маленькое» поколение, зажатое между Бумерами и Миллениалами.

Характерные черты “Х”: индивидуализм, прагматизм, техническая грамотность. Они стали первым поколением, которое заговорило о балансе между работой и личной жизнью, более того, отстаивали право на личную жизнь и свободомыслие. Девиз «иксов» - кто владеет информацией, тот владеет миром. Больше стремятся к материальным достижениям и не стыдятся этого. Верят в карьеру, накопление, финансовое благополучие как пример стабильности. Это легко объяснить: этого никогда не было у их родителей, а для них стало доступно.

Миллениалы
Миллениалы

За ними следуют «Миллениалы», «Y», появившиеся на свет с 1981 по 2000 год. Они не представляют себе жизнь, не наполненную технологиями. Прагматичны, полны надежд и решительны. Поколение еще более индивидуалистическое, более космополитическое, больше опирается на глобальные ценности.

Быстро овладевают необходимыми для дела знаниями. Часто меняют работу и, в принципе, сферу деятельности. Это поколение стабильности, свободолюбия, «непуганное» поколение.

Оно не сталкивалось с экономическими трудностями и глобальными катастрофами. Не очень понимает, что такое долгосрочные стратегии, что такое откладывать на черный день и копить.

Любят развлечения, наслаждаются жизнью, независимые, уверенные в себе, активные и свободные.

Они думают, что меняют мир и даже, наверное, изменят его.

У них практически отсутствует эмоциональный интеллект, некий набор навыков, который позволяет распознавать и понимать чужие эмоции и намерения, а также контролировать свои, чтобы решать практические задачи. Ждать сочувствия или понимания от работодателя-миллениала не надо: в его конструкции, как правило, отсутствует этот слот как «нерациональный». Так же и критическое мышление миллениала оставляет желать лучшего.

Поколение «Z». Самым старшим из них 20 лет, но уже сейчас определяются главные черты этого поколения - клиповость мышления, то есть фрагментарное восприятие удобных кусков информации, коротких ярких клипов, инфографики и знаний, преподнесенных в игровом виде. С другой стороны, многозадачность и критическое мышление. Эти ребята привыкли к решению трех-четырех задач в пяти открытых приложениях и 20 открытых вкладках.

Они - цифровые аборигены, следуют моде, слушают популярную музыку, любят мемы и т.д.

Не умеют долго концентрироваться на чём-либо, им тяжело работать без моментальных результатов. Они с трудом воспринимают тексты учебников, предпочитая видео и картинки. Память часто беспорядочна, поверхностна и кратковременна.

С одной стороны, поколение Z имеет доступ ко всем знаниям человечества, чего не было никогда прежде. При этом, тратят больше времени на пустое общение, развлечения, чем на саморазвитие. Они видят многообразие мира, культур, возможностей, но часто теряют личностность, самобытность, следуя моде и трендам.

Зумеры в целом инфантильны. Но в то же время они раньше других осознают свое место в мире, потому как являются частью глобального сообщества, видят весь мир и могут показать себя всему миру, нажав кнопку записи видео на своём смартфоне.

Конечно, разграничения условны, даже размер города, среда общения, интересы и образование накладывает на человека свой отпечаток. Но в целом, характеристики поколений верны.

Вперед, год быка -год перемен.
Вперед, год быка -год перемен.

И вот что интересно.

Поколение «Z», зумеры, неуловимо похожи на «Молчаливое поколение» своих прадедов. Изменились источники информации, книги вытеснили электронные носители, но зумеры как их предки из Молчаливого поколения предпочитают получать знания и эмоции из виртуальных источников, а не реальных.

«Брошенность в мире», одиночество зумеров и Молчаливого поколения схожи. Если у старших они обусловлены войнами, репрессиями, страхом перед системой, то у младших при полном отсутствии идеалов страх не быть в «тренде», сказать или сделать что либо не так, попасть в нелепое видео в сети.

Причина одиночества «поколения гаджетов» — преобладание цифрового общения и неразвитость навыков личного общения. В живом общении современным подросткам сложно читать язык тела, слушать собеседника, применять эмпатию и интуицию. Поэтому опасаясь проблем и дискомфорта, многие из них избегают живого общения, в том числе с представителями противоположного пола.

А ещё у них высокие моральные стандарты, и они тонко чувствуют фальшь. Да им сложно развивать эмоциональный интеллект, но они справятся.

Становится очевидным - обучение этих детей не может оставаться прежним.

Измениться должна форма обучения, технологии.

Скажу крамольную вещь, даже сама ценность образования сейчас под вопросом.

Так ли важна будет для детей нынешнего поколения сумма знаний? Доступ к мировой системе знаний позволяет им в считанные секунды воспользоваться любым материалом.

Думаю, они будут учиться тому, чему захотят и сразу прикладывать знания к решению практических задач. Не знание ради знания, не практика ради практики, а знания ради практического решения насущной задачи.

В последнее время часто встречаются молодые люди которые выбирают вуз в зависимости от поставленной перед собой цели. Легко оставляют учебу не удовлетворяющую их потребности, переходят в другой вуз в любой стране мира. Успевают поучиться в России, в Китае, затем уехать в Испанию, Италию, и все это легко и играючи.

Они практичны и рациональны, при этом — эмоциональны, эмпатичны, открыты, в меру доверчивы и готовы к совместному творчеству.

Виртуальное обучение, различные вебинары и курсы, электронные цифровые сертификаты, онлайн-обучение, самостоятельный подбор траектории воспринимаются ими абсолютно естественно.

Надо признать, мы не успеваем за детьми, отказываемся понимать изменение технологии обучения. Пытаемся запихать их в понятное нам Прокрустово ложе. Говорим о вреде гаджетов и компьютеров, онлайн обучения.

При этом сами всё чаще общаемся виртуально, посещаем онлайн семинары, не выпускаем из рук смартфоны.