Найти тему
Romanist Music Blog 🎧 Блог о музыке

Взгляд на сольную карьеру Мартина Гора: путь от подделок к обезьянам

В рамках недели, посвящённой различным проектам вокруг Depeche Mode, очень удачно выпало одно событие. Сегодня, 29 января 2021 года, Мартин Гор выпустил свой новый мини-альбом под названием «The Third Chimpanzee».

Послушаем каверы на Depeche Mode: трибьют-альбом «For the Masses»

Немного об Алане Уайлдере: Recoil – альбом «Unsound Methods»

Я вполне бы мог поделиться своими ощущениями только о новом релизе и растянуть пару слов на всю статью, но мне это показалось не очень интересным, а посему я решил пройтись по всей не слишком объёмной сольной дискографии главного лирициста группы Depeche Mode.

Обложка первого мини-альбома Мартина Гора.
Обложка первого мини-альбома Мартина Гора.

1989 год. Depeche Mode находятся, как известно, на первом пике своего развития после знаменитого концерта в Пасадене. Насыщенное турне в поддержку альбома «Music for the Masses», тем не менее, не заставило как минимум половину группы продолжить работу уже над своим сольным материалом. Так большую часть второй половины 1988 года Мартин Гор посвятил работе в студии над своим материалом. Точнее не совсем своим.

В июне 1989 года, уже в разгар сессий к альбому «Violator», на лейбле Mute появляется мини-альбом «Counterfeit e.p.».

«Counterfeit» (что на нашем языке не иначе как подделка) – это шесть аккуратно и в камерной обстановке исполненных кавер-версий на композиции, которые в той или иной степени повлияли на становление Мартина Гора.

Среди них мне особенно нравятся две и они же самые известные: «In a Matter of Speaking» группы Tuxedomoon (во многом не хуже оригинала) и «Never Turn Your Back on Mother Earth» от Sparks, которую Мартин исполнял со сцены ещё во время Music for the Masses Tour.

Концепция от автора была предельно понятной. Гор никогда не считал себя плодовитым сочинителем песен. Он всегда отдавал приоритет работе с Depeche Mode и поэтому всегда приносил в студию самые лучшие песни. В случае с сольной работой Мартин, вероятно, хотел поработать тихо и заодно вновь проявить свои навыки хорошего вокалиста. На мой взгляд получилось просто отлично. «Counterfeit e.p.» и сейчас можно послушать с большим удовольствием, обходясь без знаменитых сравнений «что же лучше: оригинал или перепевка?».

Работа не имела особого успеха у слушателей (102 место в британском чарте), но и не на это был расчёт.

Мартин Гор годы спустя.
Мартин Гор годы спустя.

В 90-е напряжённая работа с Depeche Mode совершенно не давала возможности Гору вновь зайти в студию, чтобы сочинить что-нибудь уютное для себя. Разговор о сольной работе мог подняться только если бы Дэйв Гаан в 1996 году покинул этот мир (да и то не факт), оставив наработки будущего альбома «Ultra» без своего присутствия. Тем не менее всё прошло благополучно, группа вернулась в свои кондиции и схемам «альбом-тур». Однако в начале нового тысячелетия тучи над будущим Depeche Mode сгустились опять после турне с альбомом «Exciter» (о нём мы, разумеется, поговорим в отдельной статье в самое ближайшее время).

Дэйв пожелал заняться сольным альбомом. То же самое проделал и Мартин. Таким образом на свет появился его первый полноценный полноформатник – «Counterfeit²», вышедший в апреле 2003 года.

Обложка альбома «Counterfeit²».
Обложка альбома «Counterfeit²».

«Counterfeit²» – работа посерьёзнее. 11 ещё более неочевидных каверов на всё те же любимые песни Гора. Несмотря на то, что в группе Depeche Mode наметились разногласия между сочинителями (да, Дэйв к тому моменту уже начал сочинять песни), Мартин всё ещё считал себя частью группы и не собирался использовать новый материал для сольной работы.

Вдохновлённый аналогичными сборниками бывшего вокалиста Roxy Music Брайана Ферри, он соорудил небольшую студию в своём калифорнийском доме, чтобы, как он сам говорил, «у меня сохранилась хотя бы какая-то личная жизнь, поскольку, работая в обычной студии по обычному графику 7-8 месяцев, я бы видел свою семью гораздо реже».

Что у нас тут в наличии? Обстановка уже не столь камерная, но вот многие песни всё так же хороши. Бросается в глаза сразу же «In My Time of Dying» – известный стандарт, исполнявшийся Бобом Диланом и Робертом Плантом. «Loverman» от Ника Кейва, за которую бралась даже Metallica. «Oh My Love» Джона Леннона и «Candy Says» от великолепных The Velvet Underground. Абсолютно уникальный и нестандартный набор.

Фактически «Counterfeit²» можно считать едва ли не младшим братом всё того же «Exciter». Или скорее его би-сайдной частью. Электронная составляющая этих работ уж слишком перекликается друг с другом. При этом поёт Мартин на том же прекрасном уровне, а поэтому ты не замечаешь минусов в слабоватых аранжировках. От этого альбома тоже можно получить удовольствие, так как он легко доступен для обычного слушателя.

После этого релиза от работы с Depeche Mode Мартин отвлекался редко, но весьма необычно.

Сыграл на гитаре для песни «Wonderful Life» известной певицы Гвен Стефани.

Поучаствовал в альбоме «Back to Light» нашего любимого Тима Сименона.

А однажды даже исполнил кавер на собственную же «Master and Servant» вместе с Nouvelle Vague.

После этого о каверах Мартин, похоже, решил позабыть и где-то в начале 10-х в его сольной карьере настал водораздел.

Винс Кларк и Мартин Гор отдыхают после тяжёлой раздельной работы.
Винс Кларк и Мартин Гор отдыхают после тяжёлой раздельной работы.

В 2011 году он получает по электронной почте письмо от некого Винса Кларка примерно следующего содержания (далее автор понемногу импровизирует):

«Привет, дружище. Помнишь, 30 лет назад я покинул группу, которую мы когда-то основали. Ну вот, я тут значит решил техно-альбом сделать в домашних условиях сделать. Не хочешь ли присоединиться?
Скажу сразу: петь на нём тебе не придётся. И Дэйву не придётся исполнять нашу любимую песню «Love to Hate You»! И более того, нам даже не придётся встречаться для записи.
Если заинтересовало – жду ответа. С любовью, твой Винс».

Так на свет родился проект под названием VCMG. В марте 2012 года вышел их полностью инструментальный техно-коктейль под названием «Ssss».

После его очередного прослушивания я поймал себя на мысли, что так бы звучал «Speak & Spell», будь он записан в 2011 году. Совершенно не понимаю, к чему было делать столь длинные треки. Часовая пластинка из 10 композиций, где очень сложно выделить что-то прекрасное. Разве что «Single Blip» с её максимально космическим звучанием идеально бы подошла для любой дискотеки.

Всё остальное – как седьмой трек: можно пропустить и не заметить.

Если бы только вместо очередного милого альбома каверов в 2015 году Мартин не решил поддаться искушению и выпустить ещё один сборник инструменталов, теперь уже свой личный.

Что интересно, инициатором данного релиза был только сам музыкант. Как сказал Мартин, данный релиз предназначен для воображаемого саундтрека к какому-нибудь кинофильму. Вдохновляясь работами Aphex Twin («Selected Ambient Works» и вправду великолепен, не зря же Мартину нравится) и Джеффа Барроу вне Portishead, Гор обнаруживает, что после релиза «Delta Machine» у него остались не задействованы несколько инструменталок, поэтому он решает продолжить линию и сделать полноценный альбом.

За возможность поработать вне зоны комфорта Мартину безусловно можно поставить высокую оценку, но вот за нежелание спеть хотя бы что-нибудь в придачу – неуд.

Лично я бы не удивился совсем, если бы на том его сольные приключения закончились, но тут случился всем известный кризис, посадивший всех, в том числе и музыкантов, по своим домам. Результат домашнего пребывания главного текстовика Depeche Mode вылился в то, что вышло как раз сегодня.

Мартин Гор. Наши дни.
Мартин Гор. Наши дни.

Новость о том, что Мартин Гор выпустит новый мини-альбом, меня действительно порадовала, посему я почти сразу поспешил написать об этом даже отдельный материал.

Мартин Гор из Depeche Mode готовит к выпуску сольный мини-альбом. Первый трек уже можно послушать

И вот вышел «The Third Chimpanzee» целиком. Естественно факт того, что это запись – вновь полностью инструментальный проект, меня сразу же вернула с небес на землю. Тем не менее его прослушивание всё же доставило мне больше удовольствия, нежели техно-баловство с Винсом или сольный «Твин Пикс» 2015 года. Хотя выделить какой-то из треков отдельно, конечно, возможным лично мне не представляется. Тут есть общая «обезьянья» концепция и автор определённо бы хотел, чтобы вы слушали его целиком.

Но меня не покидает очевидное ощущение того, что может быть всё-таки лучше вернуться назад, к «подделкам»? Нежели строгать что-то крайне пространное (в стиле Nine Inch Nails или Recoil даже) на своих домашних синтезаторах.

Мой вердикт как слушателя: сольная карьера Мартина Гора, очевидно, всегда была лишь для удовлетворения его личных амбиций. Правда в последние несколько лет поклонники Depeche Mode начали ощущать примерно те же эмоции и при прослушивании каждого нового альбома группы. И это не очень хорошо.

Могу сделать следующий вывод: слушайте у Мартина то, что лично вам по душе больше всего (или ничего, такое тоже возможно). Я вот надеюсь, что третий «Counterfeit» однажды всё же выйдет.

P.S. Ждём новый альбом Depeche Mode?

У меня на этом всё. С удовольствием послушаю ваше мнение касаемо сольного творчества Мартина Гора и, в частности, его нового мини-альбома в комментариях. Я за интересное и живое общение.

Спасибо за внимание! Если материал вам понравился, оцените его пальцем вверх, оставьте комментарий, а также подпишитесь на канал, чтобы не пропускать новые интересные публикации.

#музыка #depeche mode #новая музыка #ретроспектива #карьера depeche mode от romanist music

Еда
6,23 млн интересуются