Рассказываем, какие работники значительно повышают КПД организации, а какие только тормозят процесс.
В ногу со временем
Современный рынок услуг развивается семимильными шагами. Актуальные предложения сменяют друг друга с молниеносной скоростью. Человеку только и остается, что поспевать за ходом нововведений. Ситуация диктует свои правила, и компании вынуждены осуществлять грамотный отбор персонала, способного соответствовать всем требованиям перманентных изменений. Образ целевого сотрудника содержит целый набор личностных качеств. Давайте обратим внимание на одно из самых значимых - показатель активности.
Активность – это быстрота, подвижность, интенсивность действий, поведения, удовлетворенность жизнью.
В текущей ситуации повышенной конкуренции этот показатель в значительной степени влияет на эффективность работы. Человек, проявляющий инертность и пассивность, может стать серьезной угрозой для развития компании. Поэтому грамотные работодатели заинтересованы в привлечении продуктивных сотрудников, способных быстро реагировать на изменяющиеся условия, осваивать новые сферы деятельности и проявлять гибкость в решении нестандартных задач.
Однако такие требования предполагают большой запас жизненных сил, энергии, желания развиваться и двигаться в ногу со временем. Кроме того, подобная деятельность не должна вызывать трудности и дискомфорт, то есть осуществляться естественно, без усилий. Именно поэтому так важно провести корректную оценку персонала, в ходе которой удастся дифференцировать сотрудников по показателям активности.
Какие бывают сотрудники?
I. Человек с высокой активностью
Такой работник всегда на полшага впереди. Он отличается целеустремленностью, любознательностью, стремлением к покорению новых вершин. Активно действует при возникновении насущных проблем, не теряется, мыслит креативно. Старается находить альтернативные возможности в самых разных, даже, казалось бы, неблагоприятных ситуациях, извлекает из них опыт, выносит полезные для себя уроки. Не расстраивается из-за незначительных неудач, ищет выход и учится на ошибках.
Любит жизнь во всех её проявлениях, с воодушевлением включается в новую, порой незнакомую, деятельность. Быстро прогрессирует и осваивается.
В целом удовлетворен собой и своей жизнедеятельностью, часто имеет вполне адекватную самооценку. Для активного человека важно наличие позитивных эмоций и чувств. Он умеет радоваться мелочам, всегда находит способы самомотивации, вдохновляя окружающих своей энергетикой.
II. Человек с умеренной активностью
В целом такой сотрудник тоже может быть вполне эффективным в рамках определенной специальности. Иногда крайне необходима некоторая доля спокойствия и осмотрительности. Сегодня многие должностные обязанности комбинируют активно-социальную и точную деятельность, требующую высокой концентрации внимания (например, ведение документооборота).
Поэтому так важно не просто отделять активных людей от неактивных, а подробно дифференцировать уровень активности.
Человек с умеренной активностью тоже имеет интерес к жизни и к тому, что происходит вокруг. Он деятелен, нацелен на совершенствование своих навыков, охотно узнает новое, но при этом, в отличие от человека с высокой активностью, способен углубляться в детали. Стоит учитывать тот факт, что он избирателен в своей активности, то есть проявляет её только в тех сферах жизни, которые ему интересны . Поэтому руководителю стоит обратить внимание на то, что интересно сотруднику, что его увлекает и повышает мотивацию .
Такому человеку нравится жить в интенсивном темпе, но при этом он обладает способностью к аналитике, склонен перепроверять результаты своей работы, вряд ли будет рисковать.
Хорошо адаптируется в новых условиях, не проявляет излишней тревожности, способен переносить стресс, управлять своими эмоциями и принимать
взвешенные решения.
III. Человек с низкой активностью
Такой сотрудник представляет серьезную опасность для активно развивающейся компании. Он может проявлять пассивность, отвлеченность, отсутствие амбиций. Это ригидный человек, то есть тот, кто с трудом приспосабливается к изменениям вокруг. Каждое нововведение для него стресс. Тревогу вызывают даже незначительные перестановки. Сотрудник с трудом проходит адаптацию в новом коллективе, болезненно переживает конфликтные ситуации.
Малоактивный работник старается избегать освоения новых способов действия, выбирает только заранее знакомые схемы.
Однако обычно он более осторожен и внимателен, чем другие сотрудники. Принимаемые им решения могут быть менее спонтанными, более осмысленными.
Инициативность и способность контролировать жизненные ситуации снижена из-за определенного нервно-психического напряжения. Он может проявлять активность в какой-либо сфере деятельности только если это не требует особых усилий. Функционирует по принципу «избегания неудач». Иногда может страдать от нехватки сил, ощущения лени, усталости, прокрастинации. Не очень энергичен, поэтому старается не разбрасываться по пустякам. Не пойдет на риск даже в крайнем случае. Предпочитает оставаться в тени, не приниматься за задачи, требующие индивидуальной ответственности.
Таким образом, можно сделать вывод о приоритете активных сотрудников в большинстве сфер. Каждый работодатель хочет видеть штат профессионалов в своей организации, а искреннее желание развиваться и самосовершенствоваться – ключ к становлению специалиста высокого уровня. И наличие у сотрудника активности становится одним из важнейших условий при отборе кадров и оценке персонала.
В каких сферах активность особенно важна?
Высокая активность желательна в большинстве профессий, поиск подобных сотрудников требует внимательного анализа, поскольку энергичный человек будет куда более работоспособен и инициативен, чем человек с низкой активностью.
Однако существуют специальности, в рамках которых проявление активности является приоритетным качеством при выборе подходящего кандидата.
Где незаменим активный человек?
1. Сфера продаж
Активное взаимодействие с покупателями, сопровождающееся необходимостью в установлении контактов с ними. Гибкость мышления, работа в режиме многозадачности – все это неотъемлемая часть работы менеджера или специалиста по рекламе.
2. Политическая деятельность
Постоянное взаимодействие с обществом, прессой, коллегами. Активный политик, инициативы которого вызывают интерес, будоражат, обязательно получит свою долю так необходимого ему внимания СМИ, сможет стать постоянным гостем телепередач, где нужно будет в развернутом в развернутом диалоге активно отстаивать свою позицию.
3. Педагогика и воспитание
Не каждый человек способен регулировать ситуацию в детском коллективе, отличающемся высоким уровнем подвижности и активности. Кроме того, грамотный педагог должен постоянно генерировать новые идеи для повышения мотивации к обучению и развитию детей.
4. Журналистика (репортеры, журналисты, корреспонденты)
Несмотря на некоторую разницу в этих специализациях, их объединяет то, что в любом случае нужно хотеть общаться с людьми, уметь расположить их к себе, разговорить, поддержать даже сложный диалог. Журналист не сидит на месте, постоянно открывая для себя новые границы и возможности установления контакта.
5. Организация и проведение мероприятий
Эта деятельность дает возможность активному человеку проявить себя на разных сценах и площадках. Шоумен не столько сам организовывает праздник, сколько ведет его. Но ответственный и заинтересованный работник может собрать коллектив единомышленников и лично стать во главе компании.
Факторы риска:
Чем опасен низкий уровень активности?
Разумеется, каждый управленец нацелен на повышение прибыльности своей компании, расширение границ организации и спектра предлагаемых услуг. Функционировать надо молниеносно, нельзя упускать ни единого новшества. Поэтому эффективность работы в современных условиях в значительной степени зависит от показателей активности сотрудников. По сути, работники с низкой активностью представляют собой тормозящий фактор для прогресса компании.
Такие люди часто страдают от снижения жизненных сил. У них проявляется дефицит инициативности, потеря интереса к жизни и профессиональной деятельности. Возможно наличие общей слабости, безразличия, отстраненности, легкого чувства вины, недооценки собственных возможностей. Понижен уровень оптимизма и жизнелюбия. Пассивные люди часто оказываются склонными к ипохондрии, то есть чрезмерной концентрации внимания на болезнях и телесных ощущениях. Могут с большой периодичностью уходить на больничный, подрывая тем самым стабильный ход функционирования компании.
Кроме того, такого сотрудника сложно мотивировать. Отсутствие активности снижает интерес практически к любым сферам жизни и профессиональной деятельности. И есть ли смысл руководителю, у которого и так огромное количество обязанностей, тратить время на поиск мотивации каждого сотрудника с низкой активностью, тем более, что вряд ли это принесет существенную прибыль компании?
Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что сотрудники с низкой активностью приносят компании неудобства и убытки. Это очевидно. Но есть и другая сторона медали. Что же находится на ней?
Всегда ли эффективна высокая активность?
Наряду с пониженным уровнем активности не меньшую угрозу представляет полярный показатель –гиперактивность.
Гиперактивность – чрезмерная и проявляющаяся непредсказуемым образом активность в разных направлениях деятельности. Человек с трудом сосредоточивается на чем-то одном. Склонен к необдуманным, импульсивным действиям, направленным на удовлетворение сиюминутных потребностей. Спонтанен в своих решениях, не способен к аналитическому мышлению. Невнимателен, часто допускает ошибки, точная деятельность представляет огромные трудности. Возможно проявление необязательности и безответственности.
Как поступить грамотному управленцу в такой ситуации?
Когда гиперактивный сотрудник будет эффективным?
Как превратить особенность в преимущество?
Работник с гиперактивностью более успешно поддается коррекции, чем человек с низкой активностью, однако определенные ограничения все же стоит учитывать.
Все хорошо в меру.
В целом руководитель должен быть нацелен на отбор сотрудников с высоким, но не зашкаливающим уровнем активности. Разумеется, специфика каждой должности уникальна, поэтому целевые показатели активности могут варьироваться. Наряду с ними при отборе кандидатов нужно также учитывать и другие факторы (например, потребность в общении, стрессоустойчивость, показатели тревожности). Все эти особенности складываются в общий образ эффективного сотрудника. Но как осуществить такой подробный анализ и минимизировать потери?
Как определить оптимальный уровень активности для конкретной должности и найти сотрудника, который будет приносить прибыль компании?
Для реализации данной задачи необходимо подобрать эффективный инструмент оценки персонала.
Примером надежной и профессиональной онлайн-платформы, позволяющей дифференцировать сотрудников по уровню активности, на российском рынке является платформа «Проф-Диалог».
Методика «Проф-Диалог» была создана на основе современного европейского подхода к оценке и отбору кадров. В разработке методики принимали участие ученые из России, Австрии, Германии, Франции, Швейцарии.
Рассмотрим практические отчеты, полученные после проведения диагностики сотрудников с разными уровнями активности.
№1. Высокий уровень активности
Имея такого сотрудника в команде, руководитель может смело делегировать ему сложную работу в режиме многозадачности. Очевидно, что инициативность и гибкость работника положительно скажутся на любой деятельности. Поэтому такому человеку можно поручать широкий спектр задач. Кроме того, изменение условий труда также не представляет угрозы-активные люди обладают, как правило, хорошей способностью к адаптации.
№2. Средний уровень активности
В данном случае мы также видим профиль потенциально эффективного сотрудника. Однако важно понимать, что даже незначительная градация показателей активности уже вносит коррективы в особенности функционирования работника. Так, например, руководителю стоит предпринимать определенные меры по повышению мотивации и заинтересованности человека, в противном случае общая эффективность рискует снизится. Именно поэтому так важно проводить комплексную глубокую оценку персонала, которую предоставляет платформа «Проф-Диалог». Даже минимальные отличия могут сыграть весомую роль.
№3. Низкий уровень активности
Разумеется, осторожность и внимательность могут быть очень ценными характеристиками личности. Однако условия жесткой конкуренции и постоянного развития рынка предлагаемых услуг ставят работодателей перед вопросом сокращения количества сотрудников с низкими показателями активности, проявляющими инертность.
Помимо вышеперечисленных неблагоприятных факторов, нужно отметить, что малоактивные люди склонны к синдрому «профессионального выгорания». То есть они просто не выдерживают бурно развивающихся требований рынка труда и увольняются. На сегодняшний день текучесть кадров представляет собой значительный фактор риска для эффективного функционирования предприятий.
Реальные кейсы диагностики персонала с помощью платформы
«Проф-диалог»
Кейс № 1
Исходные данные: в интенсивно развивающуюся молодую компанию требовались активные менеджеры по прямым продажам и взаимодействию с клиентами. Была задача собрать команду инициативных людей, готовых работать в режиме многозадачности.
Что сделано: с помощью метода оценки линейного персонала «Проф-Диалог» были протестированы все кандидаты и отобраны те, которые продемонстрировали высокие показатели активности. Из них были сформированы рабочие команды с учетом других личностных характеристик, также измеренных в ходе диагностики.
Результат: компания получила Значительно более высокий процент
попадания в намеченную цель. Работники оказались эффективными, удалось избежать текучки кадров, показатели прибыли оказались выше ожидаемых. Компания вдвое перевыполнила месячный план продаж.
Кейс № 2
Исходные данные.
В рекламной компании предполагалась командная работа. В нескольких командах, подобранных руководителем случайно, без учета психологических особенностей, постоянно возникали разногласия, конфликты. Сотрудники тратили больше времени на выяснение личных отношений, чем на работу. Многие не выдерживали такой напряженной атмосферы и меняли место работы, уходя в другие компании, где работать было комфортнее.
Что сделано: была проведена комплексная диагностика всех работников. Результаты тестирования выявили в конфликтных командах значительное количество сотрудников с гиперактивностью. Такие сотрудники мешали работе команды. Они были неспособны сосредоточиться на работе, на цели и результате, отвлекали других сотрудников, претендовали на роль неформальных лидеров, снижали авторитет руководителя, тем самым создавая конфликтную ситуацию в коллективе.
Опираясь на рекомендации методики «Проф-Диалог», старые неэффективные команды были расформированы.
Члены новой команды выбирались в соответствии с рекомендациями «Проф-Диалог». Каждый член команды по своим психологическим качествам полностью соответствовал требованиям должности. Кроме того, были учтены рекомендации по совместимости членов команды и по особенностям их мотивации с учетом психологических особенностей.
Результат: конфликтные ситуации были устранены, внутренний климат каждой команды стал благоприятным, общая прибыль компании значительно возросла, а текучесть кадров в разы снизилась. Работая в дружном коллективе, люди получили дополнительную мотивацию продолжать карьеру в рамках данной организации.
Кейс № 3
Исходные данные: в устоявшемся дружном коллективе сотрудник, ранее проявлявший инициативность и демонстрировавший достойные результаты, стал проявлять инертность, пассивность. Работа выполнялась менее эффективно, появились слабость, апатия, эмоциональное выгорание.
Что сделано: с помощью методики «Проф-Диалог» была проведена комплексная диагностика личности сотрудника с учетом биографических сведений. Результаты тестирования продемонстрировали наличие фактора риска «снижение жизненных сил». Выяснилось, что сотрудник долгое время работал без отдыха, находясь в состоянии перманентной тревожности под строгим контролем жесткого руководства.
Результат: сотруднику дали отпуск, оплатили путевку в санаторий. Команда специалистов «Проф-Диалог» выработала ряд рекомендаций руководству по взаимодействию с работниками в подобных ситуациях. Через два месяца показатели активности сотрудника пришли в норму, продуктивность и результативность восстановились. Кроме того, руководству удалось минимизировать случаи эмоционального выгорания других работников за счет умения грамотно мотивировать их и прогнозировать возможные факторы риска.
Источник статьи https://prof-dialog.ru/articles/active_employee