Один из самых интересных экспонатов, который лично мне очень хотелось увидеть в музее техники Задорожного был танк времен Великой Отечественной войны – «Генерал Ли».
Огромная трехметровая махина с расположенным в три этажа вооружением, клепаной броней, большой пушкой, расположенной в корпусе и орудием поменьше, которое поместили, как у всех нормальных танков той эпохи – в башне. Эта громада на самом деле впечатляет, когда смотришь на нее в составе экспозиции, так как возвышается над всеми другими бронированными машинами. Ну и плюс вся эта стилистика клепаной брони – чем-то напоминающий нынешний фантастический «стимпанк», только который использовался в реальности.
Советские танкисты сочинили про эту машину не самую добрую частушку:
«Как Америка России
Подарила Эм Три Эс
Шуму много, толком мало
Ростом вышел до небес»
С одной стороны – довольно мощное вооружение и удобное, просторное боевое отделение. С другой – слабая проходимость по снегу и совершенно неожиданный вид разработанного и запущенного в производство буквально за два месяца танка. «Клепаный уродец» - это самое ласковое его название. А так его мило величали «братской могилой на семерых». Впрочем, надо отметить, наши танкисты точно также называли и свои танки, только количество тех, кто оказался в «братской могиле» менялось, в зависимости от того, сколько человек было в экипаже.
В СССР его назвали «М3с», «М3-средний», «Эм Три Эс».
Первые «Генералы Ли» появились в СССР в феврале 1942 года, а это было время, когда было не до выбора, надо было брать все, что дают. Тем более, что американцы и сами, если уж честно, допустили с «Генералом Ли» ошибку, чтобы потом все исправить и смастерить «Шермана». Но это будет потом. Первые «Эм Три Эс» благополучно сгорели в огне харьковской катастрофы весной 1942 года. Очень много танков просто не доехало до СССР, было потеряно при проводке конвоев.
Тут кстати, получается интересная картина, которая говорит скорее в пользу этого танка. В начале 1943 года водолазы Северного флота подняли с затонувшего транспорта 12 танков этого типа. Они провели в морской воде почти год. После чего были отремонтированы и пущены в дело, то есть пошли в бой. Такую информацию приводит Михаил Барятинский в своей книге «Трехэтажный американец Сталина».
С другой стороны показательна атака советских танкистов на «Генералах Ли», состоявшаяся 5 июля 1943 года, когда в атаку на Курской дуге, на прорывавшихся пошла танковая рота 230-го полка. Машины просто не смогли подойти на дистанцию выстрела и были расстреляны немецкими танкистами с дальней дистанции. Впрочем, надо отметить, что это уже был единичный случай – пик использования «Генералов Ли» все-таки пришелся на 1942 год. А кроме того, все прекрасно понимали, что машину заметную издалека если уж и использовать, то с замаскированных позиций. Потому что иначе «Эм Три Эс» - не жилец. Что не помешало отдельным машинам принять участие даже в разгроме Квантунской армии.
Кстати, где «Генералы Ли» на самом деле зарекомендовали себя хорошо – так это Африка и Бирма. Там они были вполне к месту и показали себя неплохо. Пока не появилась более серьезная и отвечающая современным требованиям машина. «Шерман». Но это – уже совсем другая история.
-----
Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.