Наш ответ Великобритании.
В конце января 53-го в Москве списали последний двухэтажный троллейбус ярославского производства. Но скоро легенда воскреснет. «Вести» из первых уст получили эксклюзивную информацию о судьбе одного из самых грандиозных проектов в истории отечественного общественного транспорта.
Им гордились, именно его ждали на остановках, ради него приезжали в Москву. Двухэтажный троллейбус не раз становился героем культовых фильмов довоенного времени. Появлялся он в первом мультфильме «Дядя Степа», а еще в картине «Подкидыш». Но сейчас мало кто знает, что не только по улицам Лондона курсировал двухэтажный транспорт, а еще меньше, что создали троллейбус у нас на Ярославском моторном заводе.
- Троллейбус должен был быть сбалансированным, чтобы он, условно говоря, не перевешивал, потому что высота его была нестандартная. И это была очень серьезная задача, чтобы он был устойчив, особенно в нашем климате, особенно в зимнее время, - рассказал председатель клуба классических автомобилей «Медведь» Андрей Лагузов.
И с задачей этой ярославские инженеры справились. Конечно, за основу они взяли английскую модель, доработали, усовершенствовали и получилась весьма надежная машина. Правда, были и минусы, о которых говорили пассажиры.
- Пришлось пожертвовать комфортом. В отличие от британского наш троллейбус был чуть ниже. Высота потолков на первом ярусе - метр семьдесят шесть, на втором - на три сантиметра выше. Мне, например, в полный рост здесь не встать. Но, конечно, это мелочи. Ведь все можно было простить ярославским конструкторам только за один вид из окна, - рассказал Никита Мордовин.
Правда, выпустили всего 10 экземпляров, масштабному производству ЯТБ-3 помешала война. Тем не менее прожили троллейбусы достаточно долгую и счастливую жизнь. Последний списали в начале 50-х. Сейчас увидеть двухэтажную легенду мы можем только на фото и кадрах хроники. А чертежи сохранились только в Ярославле.
- Цель нашего визита сегодняшнего - пообщаться с ярославскими друзьями-партнерами, коллегами на предмет того, чтобы выяснить возможность использования чертежей для того, чтобы в нашей экспозиции появился уникальный двухэтажный троллейбус, - отметил куратор транспортной коллекции Государственного политехнического музея (г. Москва) Сергей Рыков.
Детали воскрешения легенды советского автопрома пока держат в тайне. И кто знает, может быть, следом из музейного экспоната он превратится в полноправного участника дорожного движения.