Найти в Дзене
Что могут короли...

"Версаль на колесах" эксцентричного Людвига II Баварского: роскошь в ногу со временем.

Людвиг II получил в личное распоряжение поезд от своего отца Максимилиана II в 1864 году. Он задумал, чтобы поезд был не только технически современным, но и визуально бросался в глаза своей изысканной и аристократичной претенциозностью.

Если Вы окажетесь в запомнившимся историей Нюрнберге, и у Вас будет возможность помимо прочего заглянуть в музей DB (Железнодорожный музей) на Лессингштрассе, то наверняка Вам запомнятся два великолепных сохранившихся железнодорожных вагона короля Баварии Людвига II (1860-е годов). Печально известный “сказочный король”, влюбленный кузен той самой австрийской королевы Сиси и виновник волшебного по красоте замка Нойшванштайн был не чужд прогрессу, облекая его в роскошную форму ушедшего времени “барокко”.

***

Людвиг II получил в личное распоряжение поезд от своего отца Максимилиана II в 1864 году. Он задумал, чтобы поезд был не только технически современным, но и визуально бросался в глаза своей изысканной и аристократичной претенциозностью. В течение следующих шести лет Людвиг вложил усилия по модернизации поезда - расширил вагоны и изменил их до неузнаваемости. Состав помимо личных королевских вагонов включал два вагона для комиссара и его свиты, вагон для слуг и два вагона-ресторана. Его оригинальный вид ныне запечатлен лишь в рисунках и фотографиях. Однако, два самых красивых из вагонов с салоном и открытым внутренним помещением - сохранились в своем первоначальном виде.

***

Людвиг Франц фон Зайц, художник и профессор Мюнхенской академии искусств, художественный руководитель Хофбюне был тот, кто отвечал за реконструкцию поезда. Художник в стилизации ориентировался не много ни мало на Версальский дворец. В интерьерах поезда акцент был сделан на синий цвет как символ благородства и богатства. Золотые украшения с фигурами ангелов декорировали поезд извне, а крыша венчалась величественной короной.

В народе поезд обзавелся прозвищем - “Версаль на колесах”.

Салон-вагон имеет четыре отделения. Адъютантская комната - самая маленькая. Там обычно останавливались личные слуги. Рядом с главным салоном находится шкаф для спальни и туалет, встроенный в шкаф. Главный салон - визуально самое великолепное помещение. Стены и мебель тут выполнены в золоте и расшиты тонким атласным шелком. В центре потолочной росписи находится светильник, который играет роль “солнца”. Эта эмблема и лилии в растительном орнаменте – отсылка к “королю-солнцу” Людовику XIV. Экспозицию дополняют четыре угловые картины, представляющие аллегории четырех времен года.

Известно, что Людвиг II путешествовал на поезде в 1866 году. В то время, однако, салон все еще находился в своем старом состоянии. В последующие годы Людвиг несколько раз путешествовал инкогнито. Поскольку его королевский поезд был слишком заметен для этого, он первоначально использовал простые вагоны, которые “обслуживали рядовое движение”.

-2

***

После смерти Людвига в 1886 году королевский поезд продолжал функционировать до 1918 года. Еще будучи в эксплуатации, все его вагоны были модернизированы - в 1891 и 1893 годах. За это время состав получил современные колесные подвески, так называемые “тележки” для более крутых поворотов. Кроме того, была установлена современная на тот день тормозная система.

После упразднения монархии вагон-салон и вагон с террасой были переданы в Нюрнбергский музей транспорта (DB Museum). Королевский поезд, или Людвигсваген, был поврежден при бомбардировке в период Второй мировой войны. После окончания войны мародеры вытащили, среди прочего, все напольные и настенные покрытия из салона, не забыв про мраморные плиты столов и картины.

Ко времени открытия Музея транспорта (1953 год) картины были возвращены, украшения отремонтированы и снова позолочены. Были добавлены зеркала, мраморные плиты и путти, в добавок все полы и тканевые покрытия были воссозданы.

Посетителей музея по сей день впечатляет этот причудливый и ни на что не похожий поезд то ли галантного века, то ли века наступающей на былые
"сказки" индустриализации…

=========================

Милостивые Государыни и Государи, спасибо за Ваш интерес (а также подписку и комментарии) к каналу!

Данная публикация - продолжение серии "Колесо истории". Предыдущие записи по ссылкам ниже:

1. Английский монарх за баранкой.

2. Габсбурги набирают скорость.