Хитрости в борьбе с дурным началом
В недельной главе Бешалах написано (Шмот, 13:17): «…То не повел их Б-г по пути [через] землю плиштим, ибо близок он …».
Отказ Святого, благословен Он, вести еврейский народ через землю плиштим может научить нас тому, как человек должен направлять себя по жизненным путям.
Рав Элияу Деслер пишет в своей книге «Михтав ми-Элияу» (третья часть, стр. 293), что одного лишь принятия на себя обязательства не совершать грех в будущем недостаточно для раскаяния и исправления, поскольку в этом случае все еще остается опасность того, что грешник легко вернется к своим дурным делам. Правильный образ действия – «сжечь мосты», то есть искоренить саму причину греха и то состояние, в котором находился человек до того, как исправил свои пути.
В Талмуде (Эрувин, 53б) рассказывается история о том, как, направляясь в некий город, раби Йеошуа бен Хананья встретил на перепутье мальчика и спросил его, по какой дороге идти. Мальчик ответил: «Эта [дорога] коротка, но длинна, а эта – длинна, но коротка». Раби Йеошуа пошел по первой дороге, но, дойдя до города, обнаружил, что из-за прилегающих садов войти в него здесь невозможно. Вернувшись, он обратился к мальчику: «Ты же сказал мне, что она коротка!» «Но разве я не сказал тебе [также, что она] длинна?» – ответил ему мальчик. Первая дорога действительно была короче с точки зрения расстояния, которое нужно было пройти по ней до города, но на практике, чтобы быстрее попасть в город, следовало идти по второй.
В упомянутом выше стихе Тора учит нас, что иногда следует выбрать именно длинную дорогу, даже если для этого придется идти через моря и пустыни, – главное, чтобы не осталось возможности вернуться к пути злодеяний. Человеку следует много работать и тяжело трудиться, чтобы искоренить привычки своего дурного прошлого и таким образом перекрыть себе путь к греху. И все же такое отдаление помогает не всегда.
Так, например, когда евреи выходили из Египта, они, несмотря на свои усилия отдалиться и «сжечь мосты», не спаслись в полной мере, ведь фараон погнался за ними и настиг их. Причина этого – в том, что, уходя из Египта, еврейский народ все еще в какой-то степени держался за свою прежнюю жизнь. Говоря фараону, что уходят лишь в «трехдневный путь» (Шмот, 5:3), евреи намеревались не только ввести в заблуждение фараона, чтобы тот думал, что они еще могут вернуться, но и удовлетворить этим свое дурное начало. Смысл был в том, чтобы облегчить тяжелое испытание путешествия по пустыне. Таково правило борьбы с дурным началом – использовать его же уловки. Когда оно хочет удержать нас от выполнения заповеди, мы говорим ему: «Только в этот раз» или «Только немножко» и т. п.
Но этот прием может сам по себе вызвать другие трудности. Такое компромиссное возражение по сути показывает, что человек не готов в полной мере к войне со своим дурным началом и у него не хватит сил усмирить его напрямую. Таким же было положение еврейского народа около моря Суф. И этим воспользовалось дурное начало в лице фараона, который погнался за евреями и настиг их, когда они разбили лагерь около моря. Но означает ли такой поворот событий, что никакой надежды уже не осталось? Нет! Стремительный прыжок Нахшона в море – именно он привел к рассечению и к спасению еврейского народа. Отсюда мы всегда можем учить, что, действуя с готовностью к самопожертвованию, человек полностью побеждает дурное начало, как сказано (Шмот, 14:27): «…И возвратилось море при наступлении утра к природной силе своей… И опрокинул Г-сподь египтян среди моря».
Это – единственный ясный совет для того, кто не хочет вводить себя в заблуждение.
Обман дурного начала с целью уменьшить испытание помог раву Яакову Исраэлю Каневскому (также известному как Стайплер), когда он был солдатом в русской армии. Однажды ему приказали охранять больницу. Была зима, и солдаты, выходившие в наряд ночью, получали теплую шинель, которая защищала их от мороза. Каждый постовой передавал шинель тому, кто приходил охранять вслед за ним. Однажды рав Каневский вышел в наряд в ночь Шаббата и увидел, что предыдущий постовой повесил шинель на дерево. Возник вопрос: можно ли нарушить Шаббат, сняв с дерева шинель?