Найти тему

Достопочтенный Али в битве при Бадре

Достопочтенный Али в битве при Бадре
Достопочтенный Али в битве при Бадре

После переселения мусульман в Медину, с одной стороны, мекканские многобожники притесняют слабых мусульман, оставшихся в Мекке, не давая им разрешения покинуть город, а с другой стороны, они подвергают Медину экономической блокаде[1].

Многобожники запретили ввозить в Медину продовольствие и начали чинить препятствия прибывавшим туда торговым караванам. Это экономическое давление продлилось достаточно долго, так что мединцы даже были вынуждены в поисках пропитания отправляться вплоть до самых берегов Красного моря[2].

Абу Джахиль отправил Достопочтенному Пророку письмо, полное оскорблений и угроз в адрес Пророка[3].

По этому поводу был ниспослан благородный аят: «Дозволено тем, против кого сражаются, сражаться, потому что с ними поступили несправедливо. Воистину, Аллах способен помочь им. Они были несправедливо изгнаны из своих жилищ только за то, что говорили: «Наш Господь – Аллах». Если бы Аллах не позволил одним людям защищаться от других, то были бы разрушены кельи, церкви, синагоги и мечети, в которых премного поминают имя Аллаха. Аллах непременно помогает тому, кто помогает Ему. Воистину, Аллах – Всесильный, Могущественный»[4].

Битва при Бадре произошла на втором году после хиджры. В тот год торговый караван курейшитов под руководством Абу Суфьяна возвращался из Шама в Мекку. Путь каравана проходил через Медину. Узнав об этом, Посланник Аллаха на втором году после хиджры, в месяц Рамазан вместе с 313 воинами из мухаджиров и ансаров вышел из Медины и направился к Бадрскому колодцу, чтобы завладеть товарами этого каравана. Целью Пророка Ислама было сохранить Ислам, защитить права угнетенных и притесняемых мусульман, наказав многобожников, которые не по праву завладели имуществом мусульман.

Глава каравана Абу Суфьян, как только узнал об этом, отправил письмо старейшинам курейшитов в Мекку, доложив им о положении. После этого войско из 950 или 1000 человек двинулось в сторону Медины.

С другой стороны, Абу Суфьян выбрал дорогу, идущую вдоль берегов Красного моря, чтобы отвести караван подальше от опасного места. Мекканское войско, узнавшее о спасении каравана, не вернулось обратно, а решило продолжить свой путь, чтобы во что бы то ни стало, уничтожить Ислам. Войско многобожников было хорошо вооружено и состояло из опытных воинов. 17 числа месяца Рамазан многобожники стали спускаться в Бадр со стороны холмов. Мусульмане расположились к северу от Бадра и ждали каравана, как вдруг они получили весть о том, что воины курейшитов отправились в Бадр. Аллах в 42 аяте суры «Аль-Анфаль» следующим образом описывает сложившуюся ситуацию: «Вот вы находились на ближней стороне долины, они – на дальней стороне».

Когда Достопочтенный Пророк в Акабе привел к присяге ансаров, он договорился с ними о том, чтобы они защищали Пророка в случае нападения на Медину. В этом соглашении не было условия об участии ансаров в войнах за пределами Медины. Посланник Аллаха созвал совет из некоторых представителей ансаров и мухаджиров.

На этом собрании первым взял слово Абу Бакр: «Это войско снарядили видные представители племени Курейш. Курейшиты никогда не уверовали и ни коим образом не были унижены. А мы же не вышли из Мекки в полном боевом снаряжении. Поэтому для нас самое лучшее – вернуться обратно»[5].

Умар, взяв слово, подтвердил сказанное Абу Бакром. В то же самое время Микдад сказа следующее: «Аллах свидетель, что мы не как сыновья Израиля, чтобы взять и сказать: «О Моисей! Ты иди и воюй вместе со своим Аллахом, а мы будем сидеть здесь». Мы говорим совершенно обратное: «Веди джихад по милости Аллаха, а мы будем сражаться рядом с тобой».

Когда Микдад встал и начал говорить (после двух людей, выступивших перед ним), на лице Достопочтенного Пророка были гнев и ярость. Только когда Микдад закончил говорить, к Посланнику Аллаха вернулось спокойное выражение лица[6].

Са’д б. Му’аз, взяв слово, тоже сказал: «Если вы выступите к (Красному) морю, мы выступим вслед за вами. Ведите нас ко всему, в чем вы видите благо».

На лице Достопочтенного Пророка появилась радость. Он сказал: «Я вижу трупы курейшитов», и исламское войско двинулось в путь[7].

Когда бой еще не начался, несколько воинов племени Курейш – Утба (отец жены Абу Суфьяна Хинд, дедушка Муавии), Шайба (брат Утбы) и Валид (сын Утбы, дядя Муавии) вышли на поле сражения и потребовали, чтобы к ним вышли равные им по силе воины. К ним вышли три человека от ансаров, однако курейшиты не согласились с ними сражаться и сказали: «Эй Мухаммад! Направь к нам людей из твоего рода, которые были бы достойны нас».

Тогда Посланник Аллаха повернулся к Бану Хашим и сказал: «Вставайте и сражайтесь с ложью (батыл). Они желают потушить свет Аллаха»[8].

После этого Посланник Аллаха повелел Убайде б. Харрису б. Абд аль-Мутталибу, Хамзе б. Абд аль-Мутталибу и Али б. Аби Талибу б. Абд аль-Мутталибу выйти, чтобы сразиться с тремя воинами из курейшитов. Убайда вышел против Утбы, Достпочтенный Хамза – против Шайбы, а Достопочтенный Али – против Валида. Начался бой. Достопочтенный Хамза и Достопочтенный Али быстро разбили своих противников, а бой между Утбой и Убайдой продолжался, и никто из них не мог победить друг друга. Наголову разбив своих врагов, Достопочтенный Хамза и Достопочтенный Али поторопились на помощь Убайде и убили Утбу[9].

После этого начался тяжелый бой. 70 человек из числа многобожников были взяты в плен, а по некоторым источникам 72 были убиты. Источники сообщают о том, что значительную часть их убил Достопочтенный Али. Он убил по меньшей мере 24 человека и помог убить еще 18 человек. Убитые им люди были видными представителями курейшитов[10].

Достопочтенный Али впоследствии в своем письме Муавии следующим образом коснется битвы при Бадре: «Тот меч, которым я в одной битве сразил твоего деда, дядю и брата, и сейчас со мной»[11].

Роль Достопочтенного Али в победе войска Ислама над многократно превосходящим их войском противника в битве при Бадре очень велика. Достопочтенный Али был решающим фактором в битве при Бадре. В то же самое время, он нес знамя Посланника Аллаха»[12].

Имеется предание о том, как один человек из племени Бану Кинана пришел к Муавии б. Абу Суфьяну, и Муавия сказал ему: «Ты видел битву при Бадре?». Человек ответил: «Да». Муавии сказал: «Расскажи мне об увиденном тобой». Человек сказал: «Я видел Али б. Аби Талиба. Это был молодой человек. Он был подобен льву, который сеял страх вокруг себя. Он пронзал ряд противника насквозь. Убивал всех, кто ему попадался. Он опрокидывал врага одним ударом. Я еще не видел никого равного ему, кто двигался бы также проворно, как он. В битве он был подобен хитрой лисе. Как будто у него на затылке была еще одна пара глаз. Он подпрыгивал с быстротой и проворностью дикого зверя»[13].

Др. Хайдар Баш

[1] Бихар аль-анвар, т. 19, с. 143.

[2] Мохаммад сетареи ке дар Маке дерахшид, с. 92.

[3] Бихар аль-анвар, т. 19, с265-266.

[4] Сура «аль-Хадж», аяты 39-40.

[5] Магази-йи Вакиди, т. 1, с. 48.

[6] Тарих-и Табари, т. 2, с. 140. передано от Абдаллаха Ибн Мас’уда.

[7] В этом вопросе есть разногласия. Некоторые авторы вроде Табари и Макризи не передают полный текст слов Абу Бакра и Умара, переданных Вакиди. Они ограничиваются лишь тем, что пишут: «Абу Бакр и Умар встали и хорошо высказались». Только Табари, как было сказано выше, пишет в своем труде «Тарих» о том, что слова этих двух не обрадовали Посланника Аллаха.

[8] Магази-йи Вакиди, т. 1, с. 62.

[9] Ибн Хишам, Сират ан-набавийа, т. 2, с. 277; Ибн Асир, Аль-Камиль фи-т тарих, т. 2, с. 125.

[10] Шейх Муфид, аль-Иршад, с. 64; Кашф аль-гумма, т. 1, с. 182.

[11] Нахдж аль-балага, с. 64.

[12] Ибн Абд аль-Бирр аль-Малики, аль-Исти’аб, т. 3, с. 333; Ибн Асакир, Тарих-и Димашк, т. 1, с. 142.

[13] Абу Ну’айм, Хильят аль-авлийа, т. 9, с. 145.

Источник: Др. Хайдар Баш. "Жизнь Достопочтенного Имама Али (кв)"

Источник: Др. Хайдар Баш. "Центр Единобожия - Ахли Бейт"

Источник: Др. Хайдар Баш "Пророк Мухаммад (сав) - свет Аллаха"