Вечер уже почти наступил, и я был уверен, что день закончится ровно и без приключений. Но мой навигатор был другого мнения.
Путевые заметки с иллюстрациями и историческими справками.
Днёвки, конечно, обязательно нужны, но как же трудно бывает после днёвки в комфортных условиях раскочегариться на длинный переход. Это же опять встать спозаранку, готовить утром завтрак, укладывать багаж и ехать. Напрягает? Ещё как! Но деваться некуда, ехать надо.
Несмотря на то, что моё место дислокации в Ростове было почти в самом центре, из города я выехал очень быстро. Центр тут прижат к Дону, и, фактически, стоит перебраться на левый его берег, как ты оказываешься за городом, по дороге на город-спутник Батайск.
Мост через Дон высокий, он начинается со второго яруса правого берега, и сделано это для того, чтобы не городить разводных мостов - под мостом без труда проходят и круизные лайнеры, и грузовые корабли. Напомню, железнодорожный мост через Дон в Ростове подъёмный.
До Батайска ехал по краю шоссе - прекрасный асфальт, но слишком уж много машин. Помните, я говорил, что Темерницкая таможня, предок нынешнего Ростова, была основана в 1749 году? Так вот, если бы я путешествовал тут в те времена, то был бы уже за границей. Окончательно территория, которую занимает Батайск, вошла в состав России только в 1774 году.
В годы войны Батайск был оккупирован немцами, и часть его жителей была угнана в Германию. После освобождения Батайск достался советским войскам очень сильно разрушенным, поэтому искать в современном Батайске каких-то особых памятников старины смысла не имеет, да я и не искал.
После Батайска дорога наконец свернула с центральных шоссе и повела меня ростовскими степями. Впереди лежали Кубань и Тамань и почти 600 км до Краснодара. Это был самый долгий и один из самых интересных междугородних переходов.
Под Ростовом сходятся и расходятся целых 5 железнодорожных линий: на Таганрог (и далее в Украину, в Донбасс), на Краснодар (и далее на Сочи, Новороссийск и Крым), на Ставрополь / Владикавказ / Махачкалу (и далее в Баку), на Шахты (и далее на Москву) и на Сальск (и далее на Волгоград). Поэтому под Ростовом и в Ростове - настоящая паутина железнодорожных путей, в которую я и угодил. Ну а пока блуждал, дал встречный сигнал скорому "Симферополь - Екатеринбург".
"Вниз", а точнее, на юг, вдоль одной из этих линий я и поехал. Дорога шла на Краснодар через Самарское, Кущёвскую, Ленинградскую, Брюховецкую и Тимашевск. Мой сухопутный путь был "зажат" между двумя железнодорожными линиями: "Ростов - Тимашевская - Краснодар" и "Ростов - Тихорецкая - Краснодар". И был весьма насыщен на интересные события.
По пути продолжили попадаться тюркские топонимы. Я бы даже сказал - вот прямо крымскотатарские (Ханство-то вон оно, пять сотен вёрст - и Тамань). Вот, например, хутор и станция Койсуг. По-русски ни к чему не привязать, а по-татарски "кой + су" = "овечка + вода" = овечья речка. Мелкая, то есть, речка, овечка вброд перейдёт.
В селе Самарское выехал с обедом на берег реки Кагальник. Я, конечно, знаю случаи, когда в одной и той же стране находятся две реки с одинаковым названием. Но две реки в бассейне одной? И ладно бы название было какое простое вроде Быстрой или Сухой. Но тут? Кагальников два. Один впадает в Дон, другой в Азов.
Я выехал как раз на тот, который впадает в Азов. Берег песчаный, река степная, вокруг станица с одноэтажными домами, высокие камыши, вечерний ветерок, солнышко светит ярко, но не печёт. Дети резвятся. Идиллия!
А река, между прочим, древняя. Знаете, кто её первым описал? Ни много, ни мало - Клавдий Птолемей. Он, оказывается, посещал эти края и сообщил и координаты реки, и её название. Звалась тогда река не Кагальник, а Марубий. Правда, кроме названия и координат Птолемей нам больше ничего об этой реке и не сказал.
А вот в "Слове о полку Игореве" упоминается некая река Каяла, на берегу которой и произошла битва Игоря с половцами. Учёные давно бьются над этой задачей - найти на карте ту реку, на берегу которой Игорь бился, да вот беда: ни одного похожего гидронима на картах нет! А знаете, кто впервые подкинул идею отождествить Кагальник с рекой Каялой? Крымский татарин Карамзин в своей "Истории Государства Российского".
Ну хорошо, хорошо, с крымским татарином я, конечно, погорячился. Но род Карамзиных действительно имеет крымскотатарские корни. Примерно в XV - XVI веках предки этого рода выехали из Крыма на служение русскому государству и уже в XVI веке носили фамилию Карамзин, происходящую от двух татарских слов "кара" и "мирза", что дословно можно перевести как "чёрный князь". Но мы отвлеклись.
В XIX веке, когда в Ростов тянули с севера железную дорогу, здесь, в Самарском, открыли железнодорожную станцию Каяла, и были предприняты как попытки отождествить Кагальник с той Каялой, так и Кагальник Каялой называть. Но сейчас историки полагают, что к битве Игоря Кагальник отношения не имеет.
Меня ещё и сам гидроним заинтересовал. На первый взгляд привязать его к какому-то старому русскому или татарскому (учитывая близость Ханства и Порты) слову не получается. Но тут неподалёку есть речка с очень похожим названием Сазальник. И это её название есть ничто иное, как переиначенное старинное название Сазанлык. А перевести Сазанлык на русский проще простого: река, полная сазанов.
Если провести аналогию с суффиксом в названии и подумать, что Кагальник некогда был Каганлыком, название тут же обретает смысл. Каган (хакан) - это высший титул во многих тюркских государствах и у кочевых народов средних веков. Хаканом пяти морей называл себя Крымский хан. Вполне возможно, что речка некогда ограничивала либо владения хана, либо имела на берегу ставку кагана. Вот вам и Каганлык - Кагальник.
Первый день почти полностью проходил ровно и без приключений, и я уж было решил, что всё, сегодня, кроме послеобеденного купания в Кагальнике, не случится ничего интересного. Так и буду катиться с остановками на перекус, до самого ночлега. Но навигатор решил, что день проходит слишком скучно и отправил меня по очень интересной дороге между полем и железной дорогой.
Еду я и понимаю, что дорогой этой для сквозного проезда пользуются редко. Вдоль дороги прямо любопытные свалки. Телевизоры, оконные рамы, газовые плиты, остатки стиральных машин... Сквозь асфальт проросли молодые деревья, над дорогой деревья сошлись кронами и почти не пропускали закатный свет... Хм, опять закат и непонятная дорога. К чему бы это?
А к тому, что эта непонятная дорога очень быстро превратилась в понятное поле и в понимание того, что дорога кончилась. И дальше либо продираться по полю, которое вот только что убрали и которое успело как следует подсохнуть и превратиться в каменный ноголом, либо возвращаться обратно и делать 8-километровый крюк по местным грейдерам.
Солнышко начинает клониться к закату, уже прямо вот очень конкретно намекая мне на то, что пора выбрать место для ночлега, а оно всё как-то предательски не находилось. Один хутор, второй, третий, и вообще выезд с грунтовок на асфальт - ну нет тут ночлега, хоть тресни.
Знаете, где я нашёл полянку? У железнодорожного переезда. Как-то я особенно хорошо сплю под стук проносящихся мимо поездов и трели переезда. Вставал на ночлег уже почти затемно, предварительно попросившись на ночлег у смотрителя переезда, который показал мне прекрасную полянку с высокой травой, спать на которой было одно удовольствия.
Большинство фотографий сделано на зеркальную камеру Canon EOS 6D Mark II, в довесок к китовому объективу был докуплен светосильный объектив Tamron 2.8 70-200, и вся эта машинерия ехала у меня в рюкзаке за спиной. Четыре килограмма живого веса, но фоточками я доволен. Рекомендую этот комплект (Кэнон + Тамрон)
Участок: Ростов - Мечетный
Расстояние за день: 66 км
Расстояние итого: 2178 км
Из них:
на велосипеде: 1195 км
на кораблях: 2 км
на своих двоих: 41 км
на трамвае: 34 км
на поездах: 906 км
Реки: Дон, Оросительный канал, Кагальник
Ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на канал и следите за обновлениями!
Читайте канал и подписывайтесь на мои соцсети:
Фейсбук | Вконтакте | Инстаграм | Ютуб
Из Казани в Крым на велосипеде: День 1: А всё-таки люди у нас хорошие! | День 2: Дождя много не бывает | День 3: Красота природы и серость городов | День 4: Мгновенная карма | День 5.1: Огни Севера - боль и кошмар Ульяновска | День 5.2: Ульяновск: всё не так уж плохо! | День 6: И вновь начинается бой | День 7: Дорогу видишь? А она есть! | День 8: Ожидание vs Реальность | День 9. Сызрань: жемчужина на Волге | День 10: Хвалынские горы | День 11: Очарование рассветом и разочарование Хвалынском | День 12: Как я поверил в людей | День 13: Трасса, дождь и электричка | День 14: Влюбиться в Саратов | День 15: Саратов - лучший город Земли | День 16: Укатали Сивку саратовские горки | День 17: Дорожная депрессия | День 18: Как же так? | День 19: Петравал | День 20: Добро пожаловать в Волгоград | День 21. Часть 1. Надолговон | День 21. Часть 2. Старая Сарепта | День 21. Часть 3. Волгоградский метротрам | День 22. Часть 4. Спрятавшиеся улицы Царицына | День 22. Часть 5. Хочу чтобы не было войны | День 23. Степь | День 24: Ростов-папа