Найти тему
История. Факты+мысли

Отдых в Сочи-82 и поездка в Лас-Вегас, в том же году

Основным принципом нерушимости союза пятнадцати республик был строгий запрет на выезд граждан за пределы своей страны.
По прошествии лет, когда
жесткая диктатура Отца народов сменилась на умеренный тоталитаризм и вседозволенность застоя, правящий режим вынужденно столкнулся с новым испытанием на прочность, так как миллионы тружеников жаждали провести свой отпуск вдали от родных мест.
На этот раз выручили необъятные размеры нашей родины, омываемой со всех сторон морями и разнообразие климатических поясов.

С незапамятных времен, особенной популярностью пользовалось побережье Черного моря, но только в 70-е годы масштабы строительства крупных туристических объектов, на этих землях, достигло своего пика.

Советской экономике было глубоко противно понятие частной собственности, а про антимонопольное право в Кремле вообще предпочитали не знать.
Поэтому, обустроив в поистине райских местах многочисленные санатории, дома отдыха и сопутствующую им инфраструктуру, власть, взяв контроль в свои руки, окончательно погубила перспективу построения коммунизма в этом регионе.


Одним из самых злачных населенных пунктов Советского Союза был город Сочи, расположенный на территории вотчины первого секретаря Краснодарского крайкома партии С.Ф. Медунова – близкого друга Леонида Брежнева.

После смерти своего друга, тов. Медунов лишился всех благ. (фото из открытых источников)
После смерти своего друга, тов. Медунов лишился всех благ. (фото из открытых источников)

Опытный аппаратчик и крепкий хозяйственник социалистического толка, Сергей Федорович Медунов получил из бюджета колоссальные средства на возведение и благоустройство курортной зоны.

Неизвестно, насколько были завышены расчетные сметы, но после того как все объекты были сданы в эксплуатацию, тов. Медунов сумел направить финансовые потоки в нужное русло.

Отныне каждая точка общепита платила хозяевам края долю за недолив, обвес и обсчет клиентов.
А так как аппетиты партийных руководителей постоянно росли, то и мяса в котлетах, из сезона в сезон, становилось все меньше, а привкус жженого сахара в заварке полностью вытеснял аромат самого чая.


Впрочем, все эти мелочи не могли уменьшить приток отдыхающих потому, что на всем пространстве Советского Союза не было заведения, где хозяином был бы конкретный человек, а не весь народ, в лице партийных секретарей.

Кроме того, одухотворенные советские люди, другой жизни не знали, но, приезжая на юг, были твердо уверены, что даже коммунисты самого высокого пошиба не в состоянии повлиять на прекрасную погоду и ласковое море.

Обеспечив народу воздух, солнце и море, власти сочли свою задачу выполненной. (фото из открытых источников)
Обеспечив народу воздух, солнце и море, власти сочли свою задачу выполненной. (фото из открытых источников)

Именно в таком настроении, в курортный Сочи прилетела семейная пара с маленькой дочкой-очаровашкой.
Даже не пытаясь тщетно устроиться в гостинице, они сняли три койко-места в пристройке, зимой используемой в качестве сарая.
Удобства, конечно же, располагались во дворе.

Прежде чем отправиться гулять по солнечному городу, глава семьи отметился на перекличке, проходящей ежедневно у авиационных касс, чтобы через месяц иметь возможность купить билеты на обратный рейс.
Потом, по традиции, надо было сообщить родным о дате прилета, отстояв длинную очередь на переговорном пункте.

Невкусно пообедав в одном из кафе, с террасы которого открывался шикарный вид на море (полностью заслоняемый доской Почета, с фотографиями передовиков производства и службы быта), дружные члены семьи, блуждая по незнакомым улицам, зашли в книжный магазин.

На дворе стоял 1982 год, поэтому прилавки были заставлены бестселлерами Леонида Ильича и сказками о приключениях Павки Корчагина из буденновских войск, которые, почему-то, мало интересовали читателей.
Едва встретившись с продавщицей взглядом, супружеская пара определила, что
«с девушкой можно договориться».

Такая способность с ходу угадывать реакцию работников сферы услуг, всегда выгодно отличала советского человека от совершенно неприспособленного к взрослой жизни населения западных стран.

Молодящаяся дама, по ту сторону прилавка, мгновенно поняла, что имеет дело с
«паршивой интеллигенцией», всегда готовой поменять материальные ценности на духовные, невзирая на дороговизну.

Поэтому, как только разговор перешел в конкретную плоскость –
имя автора, наименование произведения, его наличие и стоимость – она заломила безбожную, но крайне необходимую ей сумму (Арменчик как раз продавал шикарный импортный парик и шиньон, всего за 50 рублей).

В результате непродолжительного, но оживленного торга, объявленную цену удалось существенно снизить, заплатив за выбранные книги лишь 1/5 часть зарплаты советского инженера.
Опытная продавщица даже завернула покупки в плотную бумагу
(с которой «в стране всегда была напряженка»), чтобы прохожие, не дай бог, не подумали, что из книжной лавки можно выйти с романами Дюма, Гюго, Скотта и Джованьоли.

Еще не до конца поверив в свою удачу, радостное семейство поспешило обратно, чтобы оставить драгоценные артефакты в съемных апартаментах, но тут их ждал новый подарок судьбы.

В ближайшем от арендованного сарая переулке, им перегородил дорогу небольшой фургон, резко затормозивший посреди улицы.
Из машины, марки
«каблук» вышли двое мужчин, разбитного вида и неопределенного возраста, распахнув дверцы кузова, за которыми были видны коробки с индийским кофе.

Мгновенно образовавшаяся очередь, молча и организованно выстроилась вдоль тротуара, не мешая автомобильному движению.
Бойкая торговля велась без шума, пыли, чеков и накладных.

Судя по суровым и сосредоточенным лицам покупателей, со стороны могло показаться, что здесь происходит раздача патронов и бутылок с "коктейлем Молотова", в руки ополченцев, защищающих осажденную врагом крепость.
Распродав все содержимое за рекордные 20 минут, нелегальная торговая точка исчезла за горизонтом.

Немалую часть жизни советский человек проводил в очередях, независимо от региона, в котором жил. (фото из открытых источников)
Немалую часть жизни советский человек проводил в очередях, независимо от региона, в котором жил. (фото из открытых источников)

Тем же летом 1982 года, рядовой французский шахтер, используя гарантированный конституцией республики отпуск, навестил свою дальнюю родственницу, в далеком Лос-Анджелесе.
Дико звучит, но для этого ему не требовалось разрешения от профсоюза и правительства французской республики.
Понадобилось просто купить билет.

Имея в запасе еще около недели, молодой человек заехал в Лас-Вегас, так как вполне мог себе позволить весело проиграть пару-тройку сотен долларов.
Даже несмотря на то, что его заработная плата была несравнима с жалованьем инженера.

Сняв комфортабельный номер, в одном из отелей, он заказал по телефону посадочный талон на самолет до Парижа, на ближайшие выходные.
При этом приятный женский голос в трубке, вежливо поинтересовался, не желает ли месье купить, вместе с билетом, какую-нибудь книгу, чтобы не скучать во время длительного перелета, а также спросила, марку какого кофе предпочитает будущий пассажир трансатлантического рейса.
Окончив разговор с франкоговорящим оператором авиалиний, турист позвонил домой, чтобы известить родителей о скором возвращении. Тоже по традиции. Но не выходя из номера.


После этого, уже на следующий день, оценив уровень обслуживания в гостиничном ресторане и мастерство шеф-повара, он спустился в игровой зал.
Здесь, в столице греха, разврата и азарта ему неожиданно улыбнулась фортуна – парень сразу выиграл несколько тысяч баков, вставив мелкую купюру в одного из «одноруких бандитов».

Правда, около половины суммы он проиграл на рулетке и спустил на плотские утехи, но настроения это не испортило.
Наверное, потому, что вторую половину никто не требовал внести в Фонд мира.


Покидая гостеприимный Лас-Вегас, везучий горнопроходчик бросил монетку в фонтан, чтобы обязательно вернуться сюда через год.

Легко понять эйфорию, охватившую французского коллегу Алексея Стаханова, свободно разъезжающего по миру и не стесненного бытовыми трудностями, вечно сопровождающими развитой социализм.

С другой стороны, разве можно сравнить насквозь корыстные помыслы продажного холуя капитализма, со счастьем, надолго поселившемся в сердцах советских людей?
Ведь им удалось невозможное: втридорога, из-под полы, в книжном магазине приобрести произведения любимых писателей, а затем – в тот же день(!) – купить в подворотне две банки дефицитного кофе.


ПОСТАВЬТЕ "ЛАЙК", ЧТОБЫ УВЕЛИЧИТЬ ОХВАТ СТАТЬИ. ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ, ЕСЛИ ПОНРАВИЛАСЬ ПУБЛИКАЦИЯ.

Три брака Семена Буденного

Альберт Кан - основатель военно-промышленного комплекса в СССР

Секретный рейд немецкого парохода "Семен Дежнев"

Николай Власик - мажордом с 25-детним стажем