Найти в Дзене
Урал-Болгария

ART: "Вечный рубеж". О "Шипке" Льва Лагорио.

Лев Феликсович Лагорио, "Шипкинский перевал" (1884).
Лев Феликсович Лагорио, "Шипкинский перевал" (1884).

Картина Льва Феликсовича Лагорио (1827-1905)  «Шипкинский перевал» из собрания Екатеринбургского музея изобразительных искусств, законченная в 1884 году по заказу императора Александра III, сильно отличается от многих произведений русских художников 19 века, посвященных русско-турецкой войне 1877-1878гг.

Большинство российских баталистов, создают картины жанрового или героического характера, посвященных конкретному событию или лицу. Батальные сцены или бытовая жизнь русского воинства носят очень четко выраженный нравственный, эмоциональный и политический посыл художника, замысел живописного произведения не выходит за рамки патриотического батального жанра, за исключением произведений В. Верещагина, где гуманистический и эмоционально- сочувствующий характер визуального высказывания достигает высокого накала.

Портрет Льва Лагорио, созданный неизвестным художником в 1861 году.
Портрет Льва Лагорио, созданный неизвестным художником в 1861 году.

Лев Феликсович Лагорио - один из лучших учеников Айвазовского - обращается к жанру пейзажа, продолжая и развивая традиции западноевропейской философской пейзажной живописи. Его произведение, наполнено тонким символизмом и настроением, пробуждающими невольную печаль по всем воинам погибшим здесь.

Мастерски выстроенная композиция картины подчеркивает значимость Шипкинского перевала и делает центром композиции обелиск на горной вершине.

-3

На переднем плане картины художник представляет аскетичный, безжизненный горный ландшафт с каменными осыпями и редкой растительностью. Скудность и однообразие горного перевала подчеркивается минимализмом цветового решения, цвета теплой гаммы постепенно темнеют, от темно- желтого до разнообразного коричневого. Это создает единое композиционное пространство переднего и среднего планов картины. Масштаб и величие подчеркивают мелкие , по сравнению с ними, фигуры людей и животных, а так же легкая облачная дымка, встречающаяся только на высоте.

-4

Взгляд внимательного зрителя обязательно останавливается на белоснежном обелиске, значимость которого подчеркивается резкой светотенью и серо-зеленым цветом, перекликающимся с колоритом небесной стихии. Этим Лев Лагорио подчеркивает честь и святость идей, за которые приняли смерть солдаты-патриоты.

Ненавязчиво и тонко подчеркивает художник значимость и величину их подвига для современников - в этом пустынном, труднодоступном месте , у подножия обелиска мы видим людей, поднявшихся отдать дань памяти героям, погибшим здесь.

-5

Следуя взглядом дальше, мы замечаем, что белоснежный монумент становится границей между равнодушным горным безмолвием, подчеркнутым сдержанными оттенками теплого колорита и простирающейся внизу до горизонта благодатной нежно-зеленой равниной, подернутой голубоватой дымкой, оживленной поселениями и водоемами, изображенной художником в нежной, пасторальной холодноватой гамме.

Так автор пейзажа мастерски подчеркивает значимость обелиска цветом (холодные-темные краски), композиционно (между первым и задним планом) и пространственно (вершина вздымается над перевалом и долиной).

Вроде бы обычный горный пейзаж становится символичным, значимым и узнаваемым местом для людей, переживших эту войну и в то же время в картине нет грубых акцентов, ура-патриотического нажима, красота природы в ее величии и равнодушии к людским событиям и истории только подчеркивает и дополняет бессмертную доблесть защитников Шипкинского перевала на все времена.

Автор текста:
Н. С. Чаплинская,
искусствовед, независимый куратор.

P.S. Памятник свободы на перевале Шипка стал первой 3D-моделью и первой же диорамой, созданной участниками "Урал-Болгария Центра" в ЦМИТ "Униматик" в рамках совместного "Музейного проекта". Подробнее об этом можно узнать тут.