Картина Льва Феликсовича Лагорио (1827-1905) «Шипкинский перевал» из собрания Екатеринбургского музея изобразительных искусств, законченная в 1884 году по заказу императора Александра III, сильно отличается от многих произведений русских художников 19 века, посвященных русско-турецкой войне 1877-1878гг.
Большинство российских баталистов, создают картины жанрового или героического характера, посвященных конкретному событию или лицу. Батальные сцены или бытовая жизнь русского воинства носят очень четко выраженный нравственный, эмоциональный и политический посыл художника, замысел живописного произведения не выходит за рамки патриотического батального жанра, за исключением произведений В. Верещагина, где гуманистический и эмоционально- сочувствующий характер визуального высказывания достигает высокого накала.
Лев Феликсович Лагорио - один из лучших учеников Айвазовского - обращается к жанру пейзажа, продолжая и развивая традиции западноевропейской философской пейзажной живописи. Его произведение, наполнено тонким символизмом и настроением, пробуждающими невольную печаль по всем воинам погибшим здесь.
Мастерски выстроенная композиция картины подчеркивает значимость Шипкинского перевала и делает центром композиции обелиск на горной вершине.
На переднем плане картины художник представляет аскетичный, безжизненный горный ландшафт с каменными осыпями и редкой растительностью. Скудность и однообразие горного перевала подчеркивается минимализмом цветового решения, цвета теплой гаммы постепенно темнеют, от темно- желтого до разнообразного коричневого. Это создает единое композиционное пространство переднего и среднего планов картины. Масштаб и величие подчеркивают мелкие , по сравнению с ними, фигуры людей и животных, а так же легкая облачная дымка, встречающаяся только на высоте.
Взгляд внимательного зрителя обязательно останавливается на белоснежном обелиске, значимость которого подчеркивается резкой светотенью и серо-зеленым цветом, перекликающимся с колоритом небесной стихии. Этим Лев Лагорио подчеркивает честь и святость идей, за которые приняли смерть солдаты-патриоты.
Ненавязчиво и тонко подчеркивает художник значимость и величину их подвига для современников - в этом пустынном, труднодоступном месте , у подножия обелиска мы видим людей, поднявшихся отдать дань памяти героям, погибшим здесь.
Следуя взглядом дальше, мы замечаем, что белоснежный монумент становится границей между равнодушным горным безмолвием, подчеркнутым сдержанными оттенками теплого колорита и простирающейся внизу до горизонта благодатной нежно-зеленой равниной, подернутой голубоватой дымкой, оживленной поселениями и водоемами, изображенной художником в нежной, пасторальной холодноватой гамме.
Так автор пейзажа мастерски подчеркивает значимость обелиска цветом (холодные-темные краски), композиционно (между первым и задним планом) и пространственно (вершина вздымается над перевалом и долиной).
Вроде бы обычный горный пейзаж становится символичным, значимым и узнаваемым местом для людей, переживших эту войну и в то же время в картине нет грубых акцентов, ура-патриотического нажима, красота природы в ее величии и равнодушии к людским событиям и истории только подчеркивает и дополняет бессмертную доблесть защитников Шипкинского перевала на все времена.
Автор текста:
Н. С. Чаплинская,
искусствовед, независимый куратор.
P.S. Памятник свободы на перевале Шипка стал первой 3D-моделью и первой же диорамой, созданной участниками "Урал-Болгария Центра" в ЦМИТ "Униматик" в рамках совместного "Музейного проекта". Подробнее об этом можно узнать тут.