– Послушай! – сказал твердым голосом Азамат, – видишь, я на все решаюсь. Хочешь, я украду для тебя мою сестру? Как она пляшет! как поет! а вышивает золотом – чудо! Не бывало такой жены и у турецкого падишаха…
М. Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени"
Ай-яй, горячий и безрассудный Азамат, сестру готов отдать ради обладания прекрасным конём Карагёзом. И так предлагает Казбичу, и эдак ...
Как и Лермонтов лишь вскользь упомянул о рукодельных навыках своей героини, так и Станислав Ростоцкий в экранизации лишь намеком обозначил в нескольких сценах присутствие рамки с вышивкой. Однако самой вышивающей Бэлы мы так и не видим.
Печорин же успешно воспользовался слабостью Азамата, и вот Бэла уже на правах возлюбленной в доме утомленного жизнью повесы. Долго горевала, но таки смирилась со своей участью. Да и Печорин ей тоже был люб, только гордость и воспитание не позволяли сразу в этом признаться.
Сколько ни смотрю фильм, столько и пребываю в восторге от этого этнографического шедевра, в каждой детали костюма, в каждой декорации, в каждом кадре.
Бэла танцует с Максим Максимычем, за спиной которого на печке стоит вышивальная рама. В холостяковскую бытность Печорина никаких таких предметов интерьера не наблюдалось. А каково верхнее платье самой Бэлы! Вот уж где где было вышивальщицам развернуться!
И вот эта же рама чуть ближе, даже смутно проглядывает рисунок.
Никак не может сапожник в моем лице пройти мимо этой детали костюма!
В доме князя свадьба старшей дочери. К гостям выплывает младшая княжна Бэла на высоченных котурнах, имеющих совершенно непроизносимое название - пхъэцуакъэ (характерное для западных черкесов), или пхъэвакъэ (так называли этот тип обуви восточные черкесы, кабардинцы).
Евгения Студенецкая, советский этнограф, перу которой принадлежит самое подробное описание этого типа обуви, пишет
Котурны были неотъемлемой частью образа девушки и женщины из благородного сословия. Так же, как черкеска и папаха обязывали мужчину к определенному типу поведения, к сдержанным жестам и тому, что называется "не терять лицо", так и котурны обязывали женщину к плавным движениям. На котурнах женщина словно смотрела на всех остальных сверху вниз и возвышалась над суетой.
Источник : Черкесские котурны — высокая привилегия
Разве может быть еще более точной визуализация, как в этом эпизоде! Тут и плавная походка, и взгляд свысока, и характерные детали декора. Деревянные опоры, ведь пхъэцуакъэ дословно переводится как деревянная обувь, как правило имели бархатную или кожаную обтяжку, поверх которой, в зависимости от богатства и статуса носительницы, накладывались дополнительные металлические детали декора.
Откуда у черкесов появился этот вид обуви, ученые-этнографы пока не дают ответ. Местная ли самостоятельная традиция или же заимствование? В последнем случае предстоит найти ответ на вопрос где и когда произошел этот культурный транзит.
Написание статьи занимает некоторое время, оценить её после прочтения - всего лишь один клик. Вам несложно, а мне мотивационно для дальнейших публикаций.
И не переключайте ваши каналы. Вас ждет еще много интересного рукоделия, запечатленного на больших и малых экранах