В моей жизни с именем фотографа Владимира Соколаева связано очень многое. Много лет назад, проникнувшись его философской идеей о фотосъемке, я понятия не имел, насколько сильно она перестроит мою жизнь в целом. Удивительным также было и то, насколько наша с ним география проходит сквозь время - будучи студентом института киноинженеров в Ленинграде, он жил в районе Фонтанки и то и дело ходил, как уже оказалось позже, моими маршрутами в моем же квартале.
Наша встреча произошла в Русском Географическом Обществе на улице Гривцова в марте 2016-го года, когда уже завершилась его выставка "Вечные миры", на которую, к своему несчастью, я не успел. Вероятно, наша встреча была судьбоносной случайностью: единственный раз, на два часа, с разговором "обо всем", а не только о фотографии - в сущности это было похоже на инструктаж перед выполнением задания. Хорошо помню, как мы пожали друг другу руки и он исчез в дождливом Питерском переулке, а я так и остался в совершенном непонимании того, что случилось, но с твердой верой в то, что я знаю что делать.
В сентябре того же года мастер ушел из жизни.
Наверное, после таких строк истории имеют свойства заканчиваться, но все только начиналось. В то время я уже обнаружил для себя пару тем, в которые влился и стал снимать, обнаружились люди которые мне, удивительным образом, в этом способствовали - все приняло новый, неожиданный круг.
Оставалось всего два вопроса: когда я бы мог посмотреть архив, и, собственно, что в итоге случилось с тем самым инструментом которым были сняты все работы Владимира Анатольевича.
Судьба сыграла и здесь очень интересно и очень необычно. В Москву я попал лишь с четвертой попытки и не без приключений добрался до архива, который бережно сохранялся в семье Соколаевых. Просмотр окончательно вселил в меня мысль о чем-то совершенно мистически странном в нашей жизни - наверно, это был тот редкий случай, когда я смог вполне очевидно увидеть время. Случилось это в сентябре 2017 года, и ровно тогда я узнал о том, что камера (а она была одна), находится в творческой мастерской в Новокузнецке и она уже пару лет как сломана. Само собой, у меня появилось желание ее восстановить, что и случилось - камера попала ко мне в руки в ноябре 2017 года.
Первоначально камера прибыла с единственной проблемой - невозможностью взвода. Разобрав и осмотрев камеру я обнаружил проблему.
"Паразитная" шестеренка взвода оказалась с обломанным зубом. Нетрудно догадаться, что причиной этого явления стало то, что в зуб уперся ограничитель (как оказалось уже много позже и на другой камере - это не редкая проблема на М3/М4 которая возникает после очень интенсивной эксплуатации).
Локализовать проблему - лишь половина решения. Размеры шестеренки были крохотные - в диаметре 7 мм, 21 зуб, размер каждого зуба нетрудно представить какого размера.
Ни на одной советской камере, коих у меня было приличное количество (да и не только у меня), подобной шестеренки не встречается. Узлы от М3, именно с ней в продаже на Ebay, я не нашел. Производство таковой шестеренки с нуля возможно только заказом от 1000 штук (так мне сказал часовой завод в Петергофе). Что ж, разрешив задачу в том ключе, что требуется чтобы камера работала, я решил прибегнуть к крайнему варианту - изготовить зуб вручную. Первоначально было решено "подковать" шестеренку медной проволочкой для того, чтобы оценить реальность того, что предстоит сделать.
Метод сработал, но выявил разболтанность механизма выдержек (т.е. камера начала взводится и спускать затвор). Что ж, теперь попробуем все то же сделать "в железе".
На обварку намекнул еще одни опытный металлург - он сразу установил, что шестеренка не закаленная и сделана из сырой стали. Поэтому решение варить, пусть и казалось рисковым, но в итоге вышло вполне оправданным - металл не повело.
Шестеренку пришлось пилить со второй попытки - если выровнять каплю сварки было еще не особо сложно, то наметить угол по которому "врезать" новый зуб, оказалось делом не простым. Кстати, для этого пришлось сообразить небольшую приспособу.
Итак, со второго раза, по полночи орудуя простым лобзиком (с обычной пилкой, к слову, пилит очень неплохо и для таких операций допустимо - пилок, правда, надо много), шестеренка получилась такой как и задумано.
Дальше была процедура настройки и доводки узла выдержек, которая, в целом, не кажется чем-то сложным для тех, кто хоть раз копался даже с советским фотоаппаратом.
После всех "приключений", спустя почти 3 недели вечерних ковыряний, камера заработала. Первая и вторая пленки выдали отличный результат.
Итак, камера мастера заработала и это открыло для меня новое направление в моей жизни - меньше чем через две недели я уже работал в ремонте профессиональной фототехники, но об этом я расскажу уже как-нибудь в другой раз. Спасибо за внимание!
P.S.
Также очень рекомендую прочитать интервью Александра Савельева из трех частей:
https://kunst-camera.livejournal.com/35266.html
https://kunst-camera.livejournal.com/35375.html
https://kunst-camera.livejournal.com/36011.html