Найти в Дзене
Николай Щеголев

Ремонт Leica M3 Владимира Соколаева

Женщина с плакатом спешит на первомайскую демонстрацию. Новокузнецк. Кузбасс. Сибирь. 1.05.1983. (из архива Владимира Соколаева)
В моей жизни с именем фотографа Владимира Соколаева связано очень многое. Много лет назад, проникнувшись его философской идеей о фотосъемке, я понятия не имел, насколько сильно она перестроит мою жизнь в целом. Удивительным также было и то, насколько наша с ним
Женщина с плакатом спешит на первомайскую демонстрацию. Новокузнецк.  Кузбасс. Сибирь. 1.05.1983. (из архива Владимира Соколаева)
Женщина с плакатом спешит на первомайскую демонстрацию. Новокузнецк. Кузбасс. Сибирь. 1.05.1983. (из архива Владимира Соколаева)

В моей жизни с именем фотографа Владимира Соколаева связано очень многое. Много лет назад, проникнувшись его философской идеей о фотосъемке, я понятия не имел, насколько сильно она перестроит мою жизнь в целом. Удивительным также было и то, насколько наша с ним география проходит сквозь время - будучи студентом института киноинженеров в Ленинграде, он жил в районе Фонтанки и то и дело ходил, как уже оказалось позже, моими маршрутами в моем же квартале.

Оригинальный негатив предыдущей фотографии. Фото Христины Соколаевой, сентябрь 2017-г.
Оригинальный негатив предыдущей фотографии. Фото Христины Соколаевой, сентябрь 2017-г.

Наша встреча произошла в Русском Географическом Обществе на улице Гривцова в марте 2016-го года, когда уже завершилась его выставка "Вечные миры", на которую, к своему несчастью, я не успел. Вероятно, наша встреча была судьбоносной случайностью: единственный раз, на два часа, с разговором "обо всем", а не только о фотографии - в сущности это было похоже на инструктаж перед выполнением задания. Хорошо помню, как мы пожали друг другу руки и он исчез в дождливом Питерском переулке, а я так и остался в совершенном непонимании того, что случилось, но с твердой верой в то, что я знаю что делать.

В сентябре того же года мастер ушел из жизни.

Наверное, после таких строк истории имеют свойства заканчиваться, но все только начиналось. В то время я уже обнаружил для себя пару тем, в которые влился и стал снимать, обнаружились люди которые мне, удивительным образом, в этом способствовали - все приняло новый, неожиданный круг.

Оставалось всего два вопроса: когда я бы мог посмотреть архив, и, собственно, что в итоге случилось с тем самым инструментом которым были сняты все работы Владимира Анатольевича.

Портрет люкового в шляпе. КМК. Новокузнецк. Июнь 1977 (из архива Владимира Соколаева)
Портрет люкового в шляпе. КМК. Новокузнецк. Июнь 1977 (из архива Владимира Соколаева)

Судьба сыграла и здесь очень интересно и очень необычно. В Москву я попал лишь с четвертой попытки и не без приключений добрался до архива, который бережно сохранялся в семье Соколаевых. Просмотр окончательно вселил в меня мысль о чем-то совершенно мистически странном в нашей жизни - наверно, это был тот редкий случай, когда я смог вполне очевидно увидеть время. Случилось это в сентябре 2017 года, и ровно тогда я узнал о том, что камера (а она была одна), находится в творческой мастерской в Новокузнецке и она уже пару лет как сломана. Само собой, у меня появилось желание ее восстановить, что и случилось - камера попала ко мне в руки в ноябре 2017 года.

Leica M3 Владимира Соколаева, как и ее автор, прожила очень интересную жизнь. Фото Христины Соколаевой (октябрь 2016, перед отправкой)
Leica M3 Владимира Соколаева, как и ее автор, прожила очень интересную жизнь. Фото Христины Соколаевой (октябрь 2016, перед отправкой)
Вид у камеры был несколько помятый, но оно и понятно - этой камерой пользовались почти 30 лет и почти каждый день. Фото Христины Соколаевой (октябрь 2016, перед отправкой)
Вид у камеры был несколько помятый, но оно и понятно - этой камерой пользовались почти 30 лет и почти каждый день. Фото Христины Соколаевой (октябрь 2016, перед отправкой)

Первоначально камера прибыла с единственной проблемой - невозможностью взвода. Разобрав и осмотрев камеру я обнаружил проблему.

Шестеренка с обломанным зубом.
Шестеренка с обломанным зубом.

"Паразитная" шестеренка взвода оказалась с обломанным зубом. Нетрудно догадаться, что причиной этого явления стало то, что в зуб уперся ограничитель (как оказалось уже много позже и на другой камере - это не редкая проблема на М3/М4 которая возникает после очень интенсивной эксплуатации).

Локализовать проблему - лишь половина решения. Размеры шестеренки были крохотные - в диаметре 7 мм, 21 зуб, размер каждого зуба нетрудно представить какого размера.

7 мм/21 зуб.
7 мм/21 зуб.
Линейка для масштаба
Линейка для масштаба

Ни на одной советской камере, коих у меня было приличное количество (да и не только у меня), подобной шестеренки не встречается. Узлы от М3, именно с ней в продаже на Ebay, я не нашел. Производство таковой шестеренки с нуля возможно только заказом от 1000 штук (так мне сказал часовой завод в Петергофе). Что ж, разрешив задачу в том ключе, что требуется чтобы камера работала, я решил прибегнуть к крайнему варианту - изготовить зуб вручную. Первоначально было решено "подковать" шестеренку медной проволочкой для того, чтобы оценить реальность того, что предстоит сделать.

Шестеренка была рассверлена сверлом 0.5 мм (две точки).
Шестеренка была рассверлена сверлом 0.5 мм (две точки).
Из кусочка медной проволоки была сделана подкова. Подточена - получилась почти как "настоящая".
Из кусочка медной проволоки была сделана подкова. Подточена - получилась почти как "настоящая".

Метод сработал, но выявил разболтанность механизма выдержек (т.е. камера начала взводится и спускать затвор). Что ж, теперь попробуем все то же сделать "в железе".

Шестеренка отправилась в гараж, где стараниями сварщика Максима...
Шестеренка отправилась в гараж, где стараниями сварщика Максима...
...была обварена в том месте где нехватало зуба.
...была обварена в том месте где нехватало зуба.

На обварку намекнул еще одни опытный металлург - он сразу установил, что шестеренка не закаленная и сделана из сырой стали. Поэтому решение варить, пусть и казалось рисковым, но в итоге вышло вполне оправданным - металл не повело.

В таком виде шестеренка приехала ко мне домой из гаража. Теперь было необходимо ее допилить.
В таком виде шестеренка приехала ко мне домой из гаража. Теперь было необходимо ее допилить.

Шестеренку пришлось пилить со второй попытки - если выровнять каплю сварки было еще не особо сложно, то наметить угол по которому "врезать" новый зуб, оказалось делом не простым. Кстати, для этого пришлось сообразить небольшую приспособу.

Одну (приспособу) для пропиливания и удобства работы в тисках.
Одну (приспособу) для пропиливания и удобства работы в тисках.
...а другую для доволки "контакта" между ответными зубами другой шестеренки.
...а другую для доволки "контакта" между ответными зубами другой шестеренки.

Итак, со второго раза, по полночи орудуя простым лобзиком (с обычной пилкой, к слову, пилит очень неплохо и для таких операций допустимо - пилок, правда, надо много), шестеренка получилась такой как и задумано.

Дальше была процедура настройки и доводки узла выдержек, которая, в целом, не кажется чем-то сложным для тех, кто хоть раз копался даже с советским фотоаппаратом.

-16
-17
Устанавливаю пробную пленку. Очень волнительно.
Устанавливаю пробную пленку. Очень волнительно.

После всех "приключений", спустя почти 3 недели вечерних ковыряний, камера заработала. Первая и вторая пленки выдали отличный результат.

Первая пленка снятая "в комнате" на разных выдержках.
Первая пленка снятая "в комнате" на разных выдержках.
Даша, уже на второй пленке.
Даша, уже на второй пленке.

Итак, камера мастера заработала и это открыло для меня новое направление в моей жизни - меньше чем через две недели я уже работал в ремонте профессиональной фототехники, но об этом я расскажу уже как-нибудь в другой раз. Спасибо за внимание!

Автопортрет с Лейкой. 1970-е (их архива Владимира Соколаева).
Автопортрет с Лейкой. 1970-е (их архива Владимира Соколаева).

P.S.

Также очень рекомендую прочитать интервью Александра Савельева из трех частей:

https://kunst-camera.livejournal.com/35266.html

https://kunst-camera.livejournal.com/35375.html

https://kunst-camera.livejournal.com/36011.html