Найти тему
Yachtsman Journal

Под парусом на арабской плоскодонке к Занзибару

Автор: Виктор Южный

Занзибар: само название вызывает экзотические образы султанов, специй и исследователей 18 века. Роберт Берингер путешествовал по Африке со своим братом Дэном, и ему пора было ехать в Калифорнию, но не хотелось возвращаться, не посетив Занзибар, архипелаг у берегов Танзании.

Я был так близко, и при этом сомневался, что когда-либо поплыву туда на своей лодке. В моем #путеводителе рассказывалось о пляжах, ресторанах, отелях и истории, но больше всего меня зацепили фотографии традиционных парусных судов - так или иначе, я собирался плыть на дау (арабская лодка-плоскодонка).

Самолет приземлился в темноте, и я уехал в отель в самом центре города Занзибар, который представляет собой разрушающуюся коллекцию старых зданий в арабском и индийском стиле, чем-то напоминающих старую Гавану. Мой водитель настоял на том, чтобы сопровождать меня до офиса отеля. Позже я узнал, что это было вызвано не столько криминальной обстановкой, сколько отсутствием уличных знаков. Он предположил (и правильно), что я наверняка бы заблудился в ночи.

Многие люди, которых я встретил в течение следующих нескольких дней на этом преимущественно мусульманском острове, были бедными, но добрыми и всегда были рады обменяться несколькими словами на простом суахили или английском языке с иностранцем. “Джамбо, хабари?” (Привет, как дела?) - отличная фраза для начала беседы.

Парусные плоскодонки (дау) - обычное явление у восточноафриканского побережья. Фото: Роберт Берингер.
Парусные плоскодонки (дау) - обычное явление у восточноафриканского побережья. Фото: Роберт Берингер.

На протяжении почти тысячелетия дау были основным видом транспорта для жителей Занзибара, обеспечивая жизненно важную торговлю и превращая Занзибар в центр торговли между материковой Африкой и Ближним Востоком. Эти прочные лодки изготавливаются из красного дерева, тика и всего, что есть в наличии; обычно они составляют от 30 до 40 футов (9,1...12,2 м) в длину с осадкой около 3 футов (0,9 м); как правило, у них имеется деревянный бимини над кормой с заниженной основой. На островах есть только одна небольшая пристань для яхт, поэтому яхты приходят нечасто и обычно стоят на якорных стоянках. Большинство дау бросают якорь в море и поворачиваются #кормой к пляжу для погрузки грузов и пассажиров.

Я организовал поездку через “Eco + Culture Tours”, местную компанию, которая жертвует часть своей прибыли на инициативы по развитию местного сообщества. На следующее утро на пляже меня представили капитану Ахмеду и его товарищу Хафи, которые приветствовали меня на борту лодки Cima, а затем быстро приготовились к отплытию. Вскоре завели двигатель Yamaha, небольшой якорь был поднят, и мы отправились в путь.

Отойдя от места якорной стоянки, экипаж вывесил руль направления и румпель на транце, ослабил стяжки на длинном гафеле латинского паруса и выключил двигатель. Теперь мы шли под парусом! Я объяснил Ахмеду, что я моряк из США, и его глаза сразу загорелись. "Хотите порулить лодкой?" - спросил он.

Плоскодонки (дау) веками использовались для торговли и рыбной ловли, и теперь посетители могут отправиться в прогулочное плавание. Фото: Роберт Берингер
Плоскодонки (дау) веками использовались для торговли и рыбной ловли, и теперь посетители могут отправиться в прогулочное плавание. Фото: Роберт Берингер

"Конечно. Я думал, ты никогда не спросишь!", - и он с радостью передал румпель. Это был конец засушливого сезона, ветер дул с юга, и лодка шла отлично, скорость около 5 узлов (9,3 км/ч).

На большинстве дау есть только спасательные жилеты и подвесной мотор. Совсем нет современных навигационных приборов, #электроники или ходовых огней. Плавание шло по прямой видимости, трюм опорожняли ведром. Короче говоря, лодка не сильно изменилась за 1000 лет.

Мы направлялись в Чангуу, он же Тюремный остров, который когда-то использовался как центр заключения для мятежных рабов, а затем использовался как карантинная станция при желтой лихорадке. Я с удовольствием провел полчаса у руля, пока не пришло время выводить лодку на ветер и отдать якорь.

После быстрой экскурсии по острову мы вернулись на борт для обратного путешествия. Ветер переменился, и я понял главный недостаток дау: бескилевые лодки не ходят по погоде. Я попросил Ахмеда научить меня лавировке на этой лодке. «Это сложная работа», - сказал он, а затем дал абстрактное объяснение, которое я с трудом уловил, когда он заводил подвесной двигатель.

Довольно скоро мое ограниченное время истекло. В ожидании такси в #аэропорту Фородхани Гарденс я в последний раз взглянул на гавань и на вездесущие дау-плоскодонки, движущиеся взад и вперед, благодарный за то, что я провел отличное время и получил новый опыт в этом волшебном месте.

-------
Спасибо, что читаете наши материалы!
Подписывайтесь, пожалуйста, на наш Дзен-канал и
Телеграм-канал, чтобы не пропустить новые интересные публикации!