Найти тему

Технология продуктивного чтения в начальной и основной школе. 1 часть.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Грамотность чтения - это способность к пониманию письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.

Грамотно читать - значит понимать тексты, эмоционально реагировать на них, размышлять над их содержанием, оценивать смысл и значение текстов и излагать свои мысли о прочитанном в различных ситуациях.

О полном понимании текста свидетельствуют:

  • общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла;
  • извлечение всех уровней текстовой информации;
  • наличие собственной интерпретации;
  • рефлексия на форму текста.

Основные этапы литературного чтения.

Взрослый

1. Предварительно читает текст и вычитывает три уровня текстовой информации: фактуальную (содержится в тексте в неявном виде), подтекстовую (присутствует в тексте в неявном виде, "между строк") и концептуальную (основной смысл (смыслы) текста).

Полное понимание текста - это вычитывание трех уровней информации:

-фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде),

-подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается между строк"),

-концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы).

2. Определяет художественную задачу текста (мотив, который побудил автора к написанию произведения, замысел) и жанр текста.

3. Формирует цели занятия (для себя и для ребенка) - конкретные учебные цели именно этого урока в соответствии с возрастом ребенка и художественной задачей текста.

5. Формирует тему занятия (именно как тему, а не как название произведения, которое читаем, исходя из художественной задачи текста и целей урока.

5. Определяет тип занятия (например, 1 - е занятие с работой над новым текстом).

Каждый образованный человек умеет читать любые тексты.

Традиционный урок чтения:

-учитель готовит детей к восприятию текста,

-первым новый текст читает учитель,

-преобладает чтение вслух, вопросы и понимание фактуальной информации, пересказ.

1. До чтения.

У книжной полки сами решаем читать или не читать, соотносим свои желания, мотивы с названием книги, именем автора, иллюстрациями, просматриваем бегло текст и тп.

2. Во время чтения.

Читаем книгу целиком, если находим в тексте интересующие нас вопросы и ответы на них.

3. После чтения.

В разговоре с друзьями делимся впечатлениями, возвращаемся к тексту, сравниваем свое понимание текста с другими интерпретациями.

И.В.Кузнецова Методист, автор учебных пособий.