Грамотность чтения - это способность к пониманию письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.
Грамотно читать - значит понимать тексты, эмоционально реагировать на них, размышлять над их содержанием, оценивать смысл и значение текстов и излагать свои мысли о прочитанном в различных ситуациях.
О полном понимании текста свидетельствуют:
- общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла;
- извлечение всех уровней текстовой информации;
- наличие собственной интерпретации;
- рефлексия на форму текста.
Основные этапы литературного чтения.
Взрослый
1. Предварительно читает текст и вычитывает три уровня текстовой информации: фактуальную (содержится в тексте в неявном виде), подтекстовую (присутствует в тексте в неявном виде, "между строк") и концептуальную (основной смысл (смыслы) текста).
Полное понимание текста - это вычитывание трех уровней информации:
-фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде),
-подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается между строк"),
-концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы).
2. Определяет художественную задачу текста (мотив, который побудил автора к написанию произведения, замысел) и жанр текста.
3. Формирует цели занятия (для себя и для ребенка) - конкретные учебные цели именно этого урока в соответствии с возрастом ребенка и художественной задачей текста.
5. Формирует тему занятия (именно как тему, а не как название произведения, которое читаем, исходя из художественной задачи текста и целей урока.
5. Определяет тип занятия (например, 1 - е занятие с работой над новым текстом).
Каждый образованный человек умеет читать любые тексты.
Традиционный урок чтения:
-учитель готовит детей к восприятию текста,
-первым новый текст читает учитель,
-преобладает чтение вслух, вопросы и понимание фактуальной информации, пересказ.
1. До чтения.
У книжной полки сами решаем читать или не читать, соотносим свои желания, мотивы с названием книги, именем автора, иллюстрациями, просматриваем бегло текст и тп.
2. Во время чтения.
Читаем книгу целиком, если находим в тексте интересующие нас вопросы и ответы на них.
3. После чтения.
В разговоре с друзьями делимся впечатлениями, возвращаемся к тексту, сравниваем свое понимание текста с другими интерпретациями.
И.В.Кузнецова Методист, автор учебных пособий.