Каждый раз перед взлетом члены экипажа обсуждают, что будут делать в критической ситуации, как управлять самолетом в случае отказа двигателя и какие именно кнопки нажимать, если что-то пошло не так.
Пассажирам в принципе хорошо бы заняться тем же, чтобы в случае чего повысить свои шансы на безопасную эвакуацию. Когда в салоне полно дыма и темно, увы, неизбежно начинается паника. И к этому надо быть готовым.
Итак:
1. Подсчитайте ряды до ближайшего выхода
Подойдя к своему месту, оглянитесь вокруг.
- Через какую дверь вы вошли?
- В какую сторону повернули, когда поднялись на борт?
- Где расположены две ближайшие двери?
Почему две? Потому что при чрезвычайных ситуациях бывает, что дверь рядом заблокирована, а в кабине настолько темно из-за дыма, что не видно даже собственной вытянутой руки.
Поэтому, прежде чем плюхнуться в кресло, подсчитайте количество рядов сидений до двух ближайших выходов, один впереди и один позади вас, и запомните это.
Когда кабина заполнена дымом, самый безопасный путь к выходу — ползти по полу. Вот, кстати, почему внизу по краю кресел проложены светодиодные аварийные ленты.
2. Внимательно посмотрите предполетную демонстрацию безопасности
Самый простой способ подготовиться к экстренной эвакуации — посмотреть на стюардессу, демонстрирующую правила техники безопасности.
Капитан несет ответственность за то, чтобы все пассажиры были проинформированы о безопасности и аварийных процедурах данного конкретного типа воздушного судна. Обычно эта процедура делегируется бортпроводникам.
Пожалуйста, отложите свои телефоны, сосредоточьтесь на несколько минут на том, о чем вам говорят члены экипажа — это шанс отрепетировать свои действия в случае чрезвычайной ситуации.
3. Несколько раз отстегните-пристегните ремень безопасности
Когда происходит что-то неожиданное, и адреналин зашкаливает, тело начинает творить странные вещи.
Мы ежедневно пользуемся ремнем безопасности в автомобиле. Протянуть руку вниз, нажать на красную кнопку — ремень автоматически отскочит. Все просто!
Но как насчет ремня безопасности в самолете?
- Можете ли сразу ответить, с какой стороны ВАША пряжка?
- В какую сторону она открывается?
- Ремень высвобождается автоматически, если за пряжку потянуть?
Расследование причин, по которым пассажирам не удавалось выбраться из самолета в аварийной ситуации, показывает, что многие из них безуспешно пытались отстегнуть ремень безопасности, действуя, как в автомобиле.
Во время сильного стресса организм на автомате давал такую естественную команду руке.
Именно по этой причине, когда вы садитесь в кресло, обратите внимание:
- В какую сторону пряжка открывается?
- Какой рукой вы будете отстегиваться?
- Каким движением руки поднять пряжку, чтобы отстегнуть ремень?
4. Не снимайте обувь и одевайтесь соответствующим образом
Устраиваясь в своем кресле, хочется поскорее снять обувь, куртку, толстовку, чтобы было удобно и не жарко. Однако, задумайтесь: если что-то пойдет не так, вы ведь наверняка не успеете надеть их снова.
Не снимайте обувь, пока самолет не наберет высоту, и, вообще, на время взлета имейте на себе как можно больше одежды. То же самое касается и посадки.
5. Держите телефон, бумажник и ключи в кармане
В случае эвакуации нет времени на сбор личных вещей.
Держите телефон, паспорт и ключи при себе, и, если придется экстренно покинуть самолет, у вас будет все необходимое, чтобы добраться до дома. А еще будет меньше соблазна тянуться к верхнему ящику за портфелем и тормозить эвакуацию других пассажиров.
6. Ознакомьтесь с инструкцией по безопасности
- Как принять правильное положение в случае экстренной посадки?
- Как расположить ноги?
- Куда деть руки?
- Если понадобится открыть дверь, вы точно сможете сделать это?
- Через какие двери можно покинуть салон, если самолет окажется в воде?
Обо всем это написано в инструкции, которая ждет вас в кармане впереди стоящего кресла.
7. Научитесь принимать правильное положение тела
Пожалуй, самое главное, на что следует обратить внимание, это положение рук.
Когда просят положить руки на голову, большинство пассажиров инстинктивно сцепляет пальцы. Это очень рискованно.
Смысл рук на голове в том, чтобы защитить ее, то есть, голову, от падающих предметов.
А когда пальцы сцеплены, есть много шансов, что падающие предметы могут их, пальцы, повредить. И чем тогда вы расстегнете свой ремень безопасности?
Рекомендация: нужно первой положить на голову руку, которой будете отстегивать ремень, а уже на нее — вторую руку, не переплетая пальцы.
8. Слушайте и выполняйте команды экипажа
Если самолет внезапно остановится при взлете, или что-нибудь необычное произойдет при посадке, прежде чем предпринимать какие-либо собственные действия, прислушайтесь к экипажу.
Даже когда из окна видно, что двигатель в огне, это не всегда означает, что нужно срочно бежать.
У вас есть только ограниченная картина происходящего. С вашей стороны может быть виден сильный дым, но где гарантия, что с другой стороны нет большого огня?
Будьте уверены, пилоты в кабине уже оценивают масштабы проблемы и решают ее.
Бортпроводники, стоящие у дверей, конечно, готовы открыть их в любой момент, как только скомандует командир корабля.
Но чаще бывает гораздо безопаснее остаться в самолете, чем эвакуироваться в буквальном смысле из сковородки в огонь.
Поэтому слушайте бортпроводников и делайте в точности то, что они говорят.
9. Оставьте свои сумки на полке и под сиденьем
Даже если вы весь полет держали рюкзак в руках, выносить его при эвакуации — это риск для жизни. Как вашей собственной, так и окружающих.
Причина, по которой стюардесса так настойчива и требует, чтобы вы убрали ручную кладь под переднее сиденье или в верхний шкафчик, именно в том, чтобы они не стали препятствием в случае эвакуации.
Когда самолет полон дыма, есть только 90 секунд на эвакуацию всех пассажиров, используя при этом только половину выходов — левых или правых.
Именно личные вещи являются главными причинам травм на надувных трапах.
10. Не тормозите ни в коем случае
«Быстрее, быстрее! Продолжайте движение! Прыгайте и скользите!» — такие или похожие слова вы услышите, когда бортпроводник кричит на вас в случае эвакуации.
Оказавшись у двери, люди, как правило, замирают перед тем, как сесть на «горку» поудобнее. И эта остановка блокирует всех, кто позади, в задымленной кабине. В результате экипаж вынужден помогать пассажирам руками, вытаскивать их на горку как можно быстрее.
11. Оказавшись снаружи, не останавливайтесь — это еще не конец
Когда вы мчитесь вниз по горке, еще не время праздновать спасение. Большинство травм при экстренной эвакуации происходит при сходе с надувного трапа. Именно поэтому вы должны быть одеты соответствующим образом, в обуви и без рюкзаков-портфелей-сумок.
В нижней части трапа находится замедляющая полоса, которая поднимает на ноги, давая шанс убежать от самолета подальше.
Но и это еще не время доставать телефон и начинать репортаж для соц. сетей.
Взлетно-посадочные полосы и рулежные дорожки могут использоваться другими самолетами, и, без сомнения, десятки аварийных машин уже «летят» к самолету на полной скорости. В такой ситуации человека на пути очень трудно заметить.
А учитывая, что могла произойти утечка топлива, не самое подходящее время начинать курить.
По статистике число случаев, когда приходится эвакуировать самолет с пассажирами, ничтожно мало. Большинство летчиков за всю карьеру не делали этого. Тем не менее, нужно всегда быть готовым к самым неожиданным поворотам судьбы. Советы опытного пилота помогут правильно и быстро сориентироваться в случае, если что-то пойдет не так.
______________________________________________________________
Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал Turizm в Яндекс Дзен, чтобы не пропустить новые публикации!