Всегда интересовало, почему одни животные рождаются и сразу могут, к примеру, ходить. Другие же рождаются слепыми, глухими и совершенно беспомощными. Есть ли у них ещё какие то отличия и особенности?
Оказывается, все позвоночные животные делятся по степени развития новорожденных детенышей на зрелорожденных и незрелорожденных. И это влияет на дальнейшее формирование организма, приспосабливаемость к условиям существования и поведение и что не мало важно на их поведение.
Представим в каких условиях рождаются некоторые виды животных. Например, стадные животные. Это происходит в условиях частого перемещения с одних территорий на другие, и в результате - быстро меняющимися условиями внешней среды. Поэтому детенышам таких животных требуется более сформированная нервная и иммунная системы, готовность следовать за родителями. Именно потому животных, которые появляются на свет практически сформированными называют зрелорожденными.
К ним относятся копытные (ягнята, жирафы, телята), птенцы некоторых видов птиц(например выводковых-утята, цыплята), слоны, дельфины, зайцы, морские свинки и т. д.
Они рождаются:
- зрячими, слышащими- анализаторы глаз и ушей готовы к обработке информации.
- Сразу, или через несколько минут(15-20) после рождения встают, стоят и двигаются. Способны перемещаться за матерью.
- Они могут есть взрослый корм, помимо материнского молока.
- У них более развита иммунная защита.
- Мало подвержены влиянию внешней среды.
Незрелорожденными являются все #животные с высокоразвитой нервной системой: хищники, приматы, некоторые грызуны, хищные птицы, попугаи и другие.
Что характерно для них?
- требуется полная опека родителей: кормление, гигиена, защита
- терморегуляция не развита
- иногда появляются без шерстного покрова
- могут передвигаться способом ползания
- зрение и слух недоразвиты при рождении
- не сформирована функция хождения и координации движений
- более длительное индивидуальное развитие организма
- развитая игровая деятельность
- родители и #импринтинг значительно влияют на поведенческие реакции
Есть исключения, которые являясь незрелорожденными по факту, например кенгуру, которые не сталкиваются с вредной средой и продолжают свое развитие в ограниченном пространстве, вне внешней среды - в сумке.
Существуют животные у которых стадия рождения переходная, то есть часть функций у них развита, а какая то часть развивается в первые недели.
Нужно понимать, что развитие нервной системы зависит не только от этого . Как пример: лошади относятся к зрелорожденным, но их нервная система соответствуют незрелорожденным.
Известный исследователь Орбели Л. А., обративший внимание на разницу в степени развития новорожденных, считал, что ввиду того, что у незрелорожденных формирование нервной системы не закончено, то они имеют преимущества:
- Они учатся приспосабливаться к изменяющейся окружающей среде, в отличии от тех, кто попадает в этот меняющийся мир уже сформировавшимся. У них идет постоянная настройка врожденных форм поведения под особенности среды.
- Их нервная система более пластичная и такие животные лучше обучаются новому
А что же #собаки? Какие о них мы можем сделать выводы?
О новорожденных малышах заботится мать: она их кормит, вылизывает, согревает, учит играм и другим формам поведения.
Формирование происходит постепенно.
Получается, что собака - незрелорожденное животное.
Это значит, что у них более развитая нервная система, более совершенный мозг и поведение. Внешняя среда значительно влияет на их развитие и формирование. Хотя, конечно же, тут будет играть роль и #генетика, и индивидуальные особенности.
Зная об этой особенности и о таких понятиях как #критические периоды и импринтинг #заводчики и владельцы могут способствовать развитию щенков в нужном направлении.
Об этом я расскажу в следующих публикациях.