Найти тему
Зелёная книга

Посмотрел фильм "Зоя". Осторожная история о христианской комсомолке и добром гауптмане

Как Вы знаете, 28 января на российские экраны вышел фильм "Зоя", рассказывающий о подвиге участника диверсионно-разведывательной группы Зои Космодемьянской (1923-1941), которая в ходе выполнения боевого задания была схвачена противником и подвергнута казни.

Картину мне удалось посмотреть в одном из кинотеатров, поэтому сегодня я делюсь с Вами, уважаемые друзья, своими впечатлениями.

Лично я шел на сеанс с мыслями о том, как смогут создатели фильма показать эту героическую историю молодой девушки, которая за все это долгое время обросла различными спорами и легендами. Ведь даже на своем канале я встречал комментарии читателей о Зое - о том, кто она: героическая девушка, отдавшая свою жизнь в борьбе с врагом или же та, кто без крова людей зимой оставила. Многого начинался за время ведения канала, не поверите!

-2

Наверное, из-за того, что спор о подвиге Зои до сих пор не утихает, и фильм получился осторожным - в нем сюжет не об истории, что происходила в селе Петрищево в ноябре 1941 года, а скорее о человеческом духе - о готовности принести себя в жертву и выполнить приказ любой ценой, отдать себя полностью в борьбе с захватчиком.

И это, конечно, показано - начиная с обучения новобранцев, где им говорят, что многие из диверсантов погибнут при выполнении задания (прим. - как говорилось это на самом деле), и заканчивая той самой казнью и мужеством Зои Космодемьянской.

Но все же, почему фильм осторожный? Дело в том, что некоторые "острые углы" были убраны из сюжета. Так, по сюжету Зоя не сможет поджечь ни одного дома, и пожалев жителей села, уходит. А во второй раз, когда она возвращается, ее обнаруживают (прим. - хотя известно, что Зое удалось уничтожить хозпостройки, где размещались лошади).

Как не показаны те самые жители (А. Смирнова и Ф. Солина), которые мстили за подожженные дома и поэтому участвовали в избиении молодой девушки. Фильм обходит это стороной очень аккуратно, оставив лишь их ругательства вслед идущей на казнь Зое.

-3

Картина не имеет мелких деталей - она не расскажет нам о том, почему Зоя на допросе назвалась "Таней", или же как она обменяется оружием со своей боевой подругой Клавдией Милорадовой. Зато есть совершенно другое, что я очень давно не видел в военных фильмах...

Это связь подвига героической комсомолки и библейского сюжета! Первое время на это внимание не обращаешь. Но постепенно начинаешь видеть, что здесь нечто большее, чем история самопожертвования.

Вот, в фильме появляется добрый гауптман - родственник командира 332-го пехотного полка подполковника Л. Рюдерера. Он, в отличии от остального личного состава, который издевается над Зоей, сначала пытается разобраться, почему девушка здесь оказалась, а затем, пораженный ее мужеством, и вовсе предлагает вместе жить и строить Великую Германию. Потом еще и чуть не плачет по ней!

-4
"Ты сделана из другого теста! Нам нужны такие, как ты!..."
Из разговора немецкого офицера с Зоей

Затем появляется эпизод с крестьянкой, которая, не решившись помочь Зое, молчаливо перед ней кается в своем грехе, омывая ноги измученной пленнице. А в конце возмущенная толпа ведет Зою на казнь.

И я еще подумал - "А чего гауптман такой добрый?". Но надо дождаться финальных титров, которые начинают сопровождаться песней о "Голгофе" и "святой жертве" (Точные слова я не запомнил. Если найду название песни, то пропишу в комментариях). И все тогда становится на свои места!

-5

Вот перед нами Зоя Космодемьянская - образ христианского мученика, гибель которой желает вражеское войско и не осознающий, что творит, народ - жители села. А рядом Понтий Пилат в виде доброго гауптмана, который, прежде чем, отправить на казнь, хочет разобраться в ситуации и даже спасти Зою. Есть и Иуда - Василий Клубков из диверсионной группы, который и "продает" девушку немцам. Ну, и омовение ног кающейся крестьянкой - тоже знакомый нам многим библейский сюжет.

Зато, как бы удивительно не было это сказано после слов выше, в фильме заметно присутствует образ Иосифа Сталина, который сначала видит Зою в общем строю, а затем и вовсе вспоминает о ее подвиге в час, когда решался вопрос - покидать столицу или нет.

-6

И даже Зоя в последние секунды кричит:

- Прощайте, товарищи! Боритесь, не бойтесь! Сталин придёт!..

Таких эпизодов вряд ли можно сейчас встретить в современных картинах о войне.

Только вот одно "но"! Как это все может укладываться в ту ситуацию, которая была далека от религиозных образов? Не знаю... Видимо, чтобы не раскалывать общество, и был создан такой осторожный сюжет - о подвиге христианской комсомолки, которая принесла себя в жертву ради дальнейшей борьбы со злом и окончательной над ним Победы.

При этом, подвиг был! Когда юная девушка, осознавая всю опасность, остается верной своей Родине, за которую сражается и за которую погибает.

Начинает жить в сердцах других советских бойцов - тех, кто с ее именем будет бить врага до последнего вздоха, гнать его до Берлина и обязательно победит, отомстив за каждого, кто отдал свою жизнь в борьбе за свободу...

-7

СПАСИБО ЗА ПРОЧТЕНИЕ, ТОВАРИЩ!

Прошу оценить материал лайком и комментарием, а также поделиться прочитанным в соц.сетях! Буду признателен, если Вы изучите другие публикации и видеоролики канала "Зеленая книга".

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ, ДРУЗЬЯ!