Найти тему
Культурные коды

А небо должно быть чистым.

Человек вырастает из детства, и целостность восприятия им мира, как база его дальнейшей порядочности, и общая модель мироздания формируется в его сознании именно в самые нежные годы.

Должна быть надёжная семья, любящая и уважаемая другими за правильные поступки и слова. Должен быть создан интересный и познавательный мир детских увлечений, должны появиться первые друзья, опробован характер, найдено хобби...

Постепенно ребёнок приучается к хорошим книгам - избранным и подобранными родителями - потому что далеко не каждая книга бывает полезна и может оказать положительное действие уму и сердцу.

Пониманию характеров людей человек также учится с детства, и родители - первые его учителя именно в таком важном психологическом аспекте. Необходимо обоюдное доверие взрослого и ребёнка, чтобы последний научился открыто задавать волнующие его душу вопросы, чтобы не взращивал в себе какие-то детские неразрешимые тайны, которые в дальнейшем могут создать целый комплекс психологических проблем.

Мужество души состоит в признании своих ошибок. Ошибки принято проговаривать в хороших семьях как со стороны взрослого, так и со стороны ребёнка. При этом маленький человек имеет право на уважительное к себе отношение и даже на "диалог равных", но не должен нарушать возрастную дистанцию. Она физически уже существовала до появления на свет ребёнка, его родители прошли годы испытаний жизнью и, даже если она была благополучной, общий груз знаний и навыков у них гораздо больше. Не может ребёнок претендовать на абсолютное равенство со взрослым, хотя подобная тенденция, выработанная излишками свобод, проявляется сейчас повсеместно.

Даже если ребёнку повезло и его семейная капсула прочна и надёжна, любой выход в открытый мир сегодня чреват нарушением выработанного семьёй восприятия окружающей действительности. В семье может существовать более высокая, чем в обществе мораль, воспитаны избирательность связей и умеренность запросов, тяга к культуре и защита от искушений...

Общество сегодня, наоборот, нацелено на то, чтобы упростить и подчинить среднему знаменателю любопытную персону: стряхнуть с неё культурный слой, разрушить внутренний донжон нравственных преград.

В обществе потребления и главенства одной экономической целесообразности исчезло преклонение перед истинной красотой, а тонкие различия в сравнении настоящей красоты и поддельной также неотличимы как при сравнении настоящего бриллианта и фальшивого. Понимание вырастает из интуиции, но она работает только с работой души. А если с детства не научить душу трудиться, то невозможно будет найти истину.

Многие выросшие на неправильных, искажённых представлениях о мире и людях, - а это часто происходит в семьях с разлаженными отношениями, в неполных семьях, или там, где родители " обижены судьбой" , - не без влияния родителей получают весьма негативное представление о людях настолько рано, что не успевают ещё толком познакомиться с красотой мира или человеческой души.

Детская озлобленность перерастает в потребность отобрать, отвоевать своё счастье у другого. При этом само представление о счастье ещё толком не сформировалось и пока носит в себе лишь материальное воплощение : хороший велосипед, айфон, поездку на курорт и т. п.

Счастье как нематериальное явление, как состояние души в равновесии и гармонии, как обретение хорошего, верного и понимающего друга, не может ещё быть осознанным на стадии детства, когда работают преимущественно чувства и инстинкты.

Если подрастающий человек даже в подростковый период не сможет преодолеть кривизну детского воспитания, то он входит во взрослый мир одновременно и уязвлённым и очень опасным.

Чем меньше он ставит перед собой морально-этических преград, тем легче ему достигнуть в современном обществе, отринувшим эти же преграды, определённых высот, не взирая ни на мнение окружающих, ни на колебания совести.

Результатом может стать дилетант, занимающий место профессионала, посредственность на месте таланта, неисправимый лгун, выдающий себя за честного, или бандит на месте государственного лица.

Люди в человеческом обществе всегда смотрели наверх. А небо должно быть чистым.