Найти тему
Циничный кинокритик

Бабье царство (1967) обзор от Циничного Кинокритика

Что смогут поделать слабые женщины, если в их дом постучится война? Если завоеватели прогонят по улицам их пленных и раненых мужчин, вломятся в их хаты, начнут требовать курку, млеко, яйки? И скажут на ломаном русском "девочка давай"? То же, что и всегда во все времена делали женщины, оказавшись перед завоевателями. Женщина всегда ложится под победителя. С этого и начинается драма, режиссера Алексея Салтыкова "Бабье царство", вышедшая в 1967 году.

Война, оккупация, маленькое советское село, в котором остались одни женщины, старики и дети, оказывается "под немцем". Захватчики начинают умеренные бесчинства. Нет, пока что не расстреливать, вешать и сжигать, но уже грабить и насиловать. Чтобы спасти свою более молодую подругу, Дуняшу, от изнасилования, одна из главных героинь фильма-Настя сама, по своей воле, предлагает молодому немецкому солдату себя. Поступок самоотверженный и в чем то благородный, но совершенный под действием сиюминутных эмоций. Женщины в принципе живут сегодняшним днем и не склонны заглядывать далеко в будущее. А события фильма, я напомню, приходятся на середину 20го века, когда мужчины еще были гордыми и брать в жены не девственницу считалось позорным.

Впрочем, в тяжелое время, когда население в поте лица работало от зари до зари на захватчиков под страхом побоев, когда выход на улицу во время комендантского часа карался расстрелом, когда самых физически крепких и более-менее симпатичных женщин угоняли на работы в Германию, было как то не до светлого будущего. Как говорится, "не до жиру-быть бы живу". Из этой части фильма мне запал в память один важный эпизод, в котором назначенный немцами староста деревни обсуждал наказание молодого крестьянина с его матерью. Наказание полагалось за преступление, которое в наше время формулируется как "неуважение к власти". Мать провинившегося, Надежда Петровна, всячески умоляла пощадить её сына, зная, что староста натерпелся от советской власти, которая его раскулачила. А муж её, отец юноши, на минуточку был партийным активистом. Тем не менее, женщина попыталась снять с себя и сына коллективную вину перед раскулаченным старостой со словами "так это не я партийная, а муж. С него и спрашивайте". Эта неприметная в начале фраза эхом будет перекликаться с фразой в конце фильма. Но об этом позднее.

Тем не менее, как только у натерпевшихся от захватчиков баб появилась возможность с ними расплатиться, "за всё хорошее", они даже своих родных хат не пожалели и, ведомые озлобленной смертью сына, Надеждой Петровной, подпалили всё село вместе а оккупантами, поддержав тем самым наступление Красной армии. Мы с вами знаем, что женщины крайне злопамятны и крайне жестоки в вопросах мести. Так в частности, Настя, убивает из двустволки немца-переводчика, который ни одну бабу на селе и пальцем не тронул. Переводчик пострадал как говорится "за себя и за того парня". Женщины часто терпят лишения по вине конкретных мужчин, а мстят потом всю жизнь всем мужчинам, которые имеют несчастье оказаться у них на пути.

Так и закончилась война в отдельно взятом селе. Надежду Петровну, как самую волевую и доминантную, выбрали председателем колхоза. Тяжкий груз ответственности лег на её натруженные плечи. И первой же главной проблемой в этом "бабьем царстве", оказалось категорическое не желание женщин складываться последними заначками зерна из личных запасов, чтобы обеспечить весеннюю посевную. То есть, когда речь шла об общем интересе, женщины проявили удивительную солидарность и самоотверженность. А когда у каждой женщины задели личный интерес, своя рубашка оказалась ближе к телу. Каждая женщина задалась вопросом "а чем я буду детей кормить".

Но и эти трудные времена прошли. Отгремели салюты 1945 года. Началась мирная жизнь. Нормально заработал колхоз. Начались поставки продуктов в сельпо. Молодые девчонки начали прихорашиваться и сбегать с работы в город, чтобы делать себе фотокарточки. А фотокарточки в то время выполняли роль среднюю, между визиткой и памятным подарком для своего избранника. Так и Дуняша, спасенная в начале фильма от насилия, нашла для кого фотографироваться. А вот у самоотверженной Насти дела обстояли не так радужно. Как вернулись мужчины с фронта, начали интересоваться, как вели себя бабоньки при немцах. И поползли по селу дурные слухи о Настином "героизме". Некоторые мужчины начали поглядывать на неё, как на доступную женщину, с которой не убудет. А сама Настя всё глубже погружалась в пучину тоски, разгоняя её периодически спиртным и обвиняя Дуняшу в собственном несчастье. Именно в этот момент появился в селе и в жизни Насти Костя-танкист, который участвовал в его освобождении в годы войны. Тот самый Костя-танкист, который еще тогда заприметил Настю и пытался невзначай подкатить к ней свои бубенчики.

Из этого отрезка фильма, мне запомнился примечательный момент, когда бабы начали обсуждать фронтовиков, вернувшихся домой и ушедших после долгих военных лет в такой же долгий запой. Что, дескать, они бабоньки всё тащат на своём горбу, а мужчины видите ли филонят. Как будто не заслужили мужчины этот отдых. Как будто не они ходили в атаку под беспощадным свинцовым дождем смерти. Тем самым дождем, от которого до баб, переживших военные годы в оккупации, долетали лишь капельки и мелкие брызги. И что же удумала хитрая Надежда Петровна? Она насоветовала бабам лишить фронтовых героев женской ласки. Манипулировать интимной близостью, чтобы превратить вчерашних героев в покорных колхозных батраков.

Только вот манипуляции-манипуляциями, а дошел до Кости-танкиста слушок о прошлом Насти. Назвал её прилюдно односельчанин "Фрицевым матрасом". Костя, который на тот момент уже вовсю ухлестывал за Настей, был несказанно удивлен и раздосадован. Их идиллические отношения рассыпались, как карточный домик. Еще раз напомню, это середина 20 века, когда мужская гордость еще не была пустым звуком. Обиженный Костя рванул на попутке в город, а Настя с горя повесилась. Другие бабы вовремя заметили и вынули её из петли. Можно сказать, дуреха отделалась легким испугом и продолжительной истерикой. Но сам факт несколько намекает, какое значение в жизни женщины играла девичья честь еще каких то 70 лет назад.

Бросилась Надежда Петровна за Костей вдогонку. Догнала, завиноватила. вернула. А пока без вины виноватый Костя извинялся перед Настей за её же собственную дважды глупость (сама ж она в своё время приняла решение собой Дуняшу закрыть, и сама же в петлю полезла-никто не помогал), Надежда Петровна принялась остальных мужиков на селе позорить. Начала разводить демагогию, что мол не имеют права мужчины презирать "Фрицовых подстилок" на том основании, что мужчины сами отступали перед немецкими армиями и оставляли женщин на завоеванных территориях. Тем самым, возложила вину за бездарные стратегические просчеты первого года войны, вина которая должна лежать на советском командовании, на всех мужчин, которые за всю страну воевали и этих же баб потом освобождали. Чтобы завиноватить мужчин, заставить чистенького мальчика Костю подобрать "Фрицеву подстилку", и взять в жены. А ведь это та самая коллективная вина, которую она попыталась сложить с себя и своего сына в начале фильма, говоря "Мой муж партийный в партизаны ушел, с него и спрашивайте. А мы с сыном не при чем, пощадите его". А теперь Костя видите ли должен отвечать за всю советскую армию, хотя сам он ничем перед этими бабами не провинился, честно воевал, наверняка не раз горел в танке. И прошел на войне через такое, что этим бабам и не снилось. А что сделала Настя? Всего лишь из жалости к подруге отдала пришлому оккупанту целку.

Вот такие отвратительные впечатления оставил в моей памяти после себя этот фильм. И если вы увидите в фильме что то, чего не заметил я при просмотре, напишите мне об этом в комментариях. А я поставлю этому фильму три с минусом по рейтингу Циничного кинокритика. За обесценивание подвига советского солдата-освободителя. И за незаслуженное возвеличивание русской бабы, которая даже не смогла сохранить для своего избранника самого элементарного. Девичьей чести.