Прочла по совету подруги, знала писателя как автора фантастических романов «Метро» и «Сумерки». Это – первый реалистичный роман Дмитрия Глуховского.
Герой – вышедший на свободу 27-летний Илья Горюнов из Подмосковья. Он пытался защитить свою девушку, в результате загремел на семь лет по ложному обвинению. Вернувшись в родной город и дом, парень понимает, что остался один в этом мире, и у него появляется идея фикс: найти обидчика – полицейского Хазина – и наказать его. Он делает это, а потом у него в руках оказывается хазинский мобильник со всеми контактами и историей его жизни: грязные делишки, сложные отношения с родителями, история любви… Петр Хазин – малопривлекательная личность, но, как мы понимаем по его сообщениям, человек еще не конченный до конца. Невесту Нину вроде как любит, переживал, когда невиновного посадил, а сам получил повышение.
Получив телефон в полное распоряжение, Илья пытается жить за своего врага. Ничем хорошим это не кончается. Однако: во-первых, в финале он спасает человеческую жизнь и не поступает наперекор совести, во-вторых, до этого он уговаривает Нину сохранить ребенка и честно пытается вместо Хазина помириться с его отцом.
Скупое, резкое повествование. Ничего лишнего, даже ругань воспринимается нормально, хотя я далеко не любитель обсценной лексики в искусстве. Идея напомнила Достоевского: нельзя творить справедливость, если в основе ее – преступление. Не выйдет ничего.
Захотелось увидеть экранизацию.
И тут-то меня ждало разочарование.
Сразу резануло от грубых слов (и почему при чтении такого не было)?
Персонажи (кроме, пожалуй, Ильи, которого сыграл Александр Петров) – плоские, Петр показан однозначным поганцем, не вызывающим сочувствия.
Девушки вообще никакие (даже Нина – Кристина Асмус). Некоторые сцены я бы убрала, хотя чувствуется, что упор сделан как раз на них.
Не всегда были понятны поступки героев, особенно тем, кто роман не читал.
И все же не назову фильм однозначно плохим – реалистичные зимние пейзажи подмосковного городка, хорошо подобранный интерьер квартиры героя, финальная сцена. Но книга – по-любому лучше.
Вам не кажется?