Казалось бы, здесь всё просто. Читай описание наряда в романе «Анна Каренина», воодушевляйся и принимайся за дело:
«Несмотря на то, что туалет, прическа и все приготовления к балу стоили Кити больших трудов и соображений, она теперь, в своем сложном тюлевом платье на розовом чехле, вступала на бал так свободно и просто, как будто все эти розетки, кружева, все подробности туалета не стоили ей и ее домашним ни минуты внимания, как будто она родилась в этом тюле, кружевах, с этой высокою прической, с розой и двумя листками наверху».
Не хотят режиссёры наряжать героинь в платья с большими турнюрами. Но ведь можно и платье с узким турнюром сделать точно таким, как описал Лев Толстой! Почему нет? Оно должно выглядеть прелестно…
И вот, начинают художники по костюмам пересматривать модные картинки тех лет. Где оно – похожее платье, которое можно взять за образец?
А нет его. Ни модных гравюр, ни портретов с такими платьями нет. Находятся с кружевами, но как-то всё не то…
Как на самом деле должны одеваться Анна Каренина и Кити.
Почему же так? В чём причина?
А причина в том, что тюль не смотрелся выигрышно на юбках платьев с турнюрами. Тюлевые и кружевные полотна хорошо смотрятся на юбках конической формы.
А для платьев с турнюрами подходили ткани, которые хорошо драпируются: шёлк, атлас, муар. Тафта, бархат тоже могли сгодиться.
Тогда было много шёлковых тканей. Плотные: шёлковый фай, дюшес. Лёгкие – грогрон. Мог быть узорчатый шёлк. Невесомые ткани типа муслина вышли из активной моды, потому что не создавали роскошных драпировок с переливами ткани.
Тюль тоже не драпируется. А значит, его лучше использовать только для отделки. Никакого «тюлевого платья на розовом шёлковом чехле» быть не могло. Это у Наташи Ростовой было «белое дымковое платье на розовом шелковом чехле».
Льву Толстому хотелось, чтобы и платье Кити было таким же. Ведь его любимые героини – это Наташа и Кити. Вот он и преувеличил немножко.
Вообще, Толстому нельзя доверять в описании нарядов.
- Серьёзное нарушение «правды исторического факта» у Толстого – бальный мундир Андрея Болконского. В «Войне и мире» он белый. А должен быть красным! Бальной формой кавалергардов были красные мундиры. А в белых они красовались на парадах.
Так и с платьем Кити. Оно могло быть украшено тюлем, но не было полностью тюлевым.
Лучшее бальное платье Кити – в фильме режиссёра Сергея Соловьёва. Оно настолько тюлевое, насколько это возможно. И прекрасно само по себе. Только надо учесть, что костюмы в этом фильме стилизованы под 1883 год, а не под 1870-е. Об этом, кажется, никто не писал. И поэтому костюмы вызывают вопросы, кажутся «не совсем правильными».
В советском фильме тоже есть тюлевое платье Кити. Выглядит очень мило, только исторически неточно. Обратите внимание, что юбка почти прямая и без драпировок. Ну да. Иначе ведь не получится…
Мне удалось отыскать лишь одну модную гравюру, где можно уловить намёк на тюлевую юбку. Но подозреваю, что это не тюль, а какая-то лёгкая ткань. Так что вряд ли платье Кити стоит делать таким:
Пожалуйста, ставьте лайки, если вам понравился пост. Комментируйте, задавайте вопросы, если они появляются.