Продолжаю знакомить Вас со своей новой книгой "Повседневная жизнь Большого театра от Федора Шаляпина до Майи Плисецкой". Книга посвящена главному театру нашей страны и охватывает более чем столетие. Как попадали в театр и как из него уходили, как репетировали и ставили спектакли, как работали и отдыхали в квартирах и на дачах, чем болели и лечились, сколько зарабатывали и куда тратили, как выезжали на гастроли — эти и другие нюансы повседневной жизни вы найдете на страницах книги. Жизнь знаменитых певцов и артистов балета, известных дирижеров и музыкантов, главных режиссеров и художников, простых суфлеров и гримеров и даже зрителей из партера, царской ложи и галерки — все переплелось в этой необычной книге. А еще читатели узнают, кто такие «моржи», «сырихи» и «первачи», что означает «протырка», «кидон» и «щетина сцены», кто такие Вишня и Невыносимонов и как космические ракеты «бороздили» Большой театр...
Всемирно известный российский и советский хореограф Игорь Александрович Моисеев объездил с созданным им Ансамблем народного танца весь мир, достойно представляя отечественное искусство в разных уголках планеты. Ансамбль Моисеева можно назвать визитной карточкой российской культуры. Хореограф был строг к своим артистам, предъявляя к ним высокие профессиональные требования, но работать в моисеевском ансамбле всегда было престижно.
Однако, самому Игорю Александровичу на старте его танцевальной карьеры пришлось столкнуться с серьезными трудностями. Начинал он в Большом театре: когда в 1924 году Моисеев был принят в труппу, балетмейстером там уже лет двадцать трудился прославленный Александр Горский, заслуженный артист Императорских театров. А заведующим труппой был Василий Тихомиров, хорошо известный не только как артист, но и как бывший супруг балерины Екатерины Гельцер.
Почти пятидесятилетний Тихомиров ревновал к молодому балетмейстеру Касьяну Голейзовскому. Молодежь же театра была в восторге от балетов последнего, опасаясь, что Тихомиров его выживет. Пытаясь защитить своего кумира они написали обращение к директору, большевику-ленинцу, который, однако, смелости их не оценил, но крайнего нашел быстро – Моисеева, которого избрал в качестве паршивой овцы, портящей все стадо. И уволил его вместе с тремя артистами, чтобы другим, оставшимся в труппе, не повадно было письма писать и качать права. Директор уволил, а нарком Луначарский восстановил – после обращения к нему Моисеева. Однако, Игорю Александровичу все равно пришлось покинуть Большой театр, случилось это в конце 1930-х годов после пришествия в Большой театр большой группы ленинградских артистов, представителей петербургской балетной школы очевидны.
К тому времени Моисеев добился определенных успехов, позволяющих ему претендовать на место главного балетмейстера театра, однако ленинградские хореографы Федор Лопухов, Ростислав Захаров, Петр Гусев принялись интриговать против него: «Главным дирижером стал ленинградец Самуил Самосуд. Он и вся его свита чувствовали себя стопроцентно безнаказанно, потому что они были ставленниками Сталина. И вот они мне сказали: "Забудьте, что вы когда-нибудь ставили" — и предсказали мне жизнь в кордебалете». Моисеев был вынужден оставить театр и сосредоточиться на создании Ансамбля народного танца СССР, что, в итоге, и прославило его навесь мир. Не исповедимы пути Господни. Ныне знаменитый ансамбль носит его имя.
Благодарю Вас за внимание, как пишут в таких случаях, не забудьте подписаться на мой канал и лайкнуть. 😊 С уважением, Александр Анатольевич Васькин - писатель, культуролог, историк Москвы и советской повседневности, автор и ведущий программ на радио "Орфей". Сайт: александр-васькин.рф, YouTube-канал: Александр Васькин Отрывки из моей книги я читаю на радио "Орфей" ежедневно - после 11.00 и 19.00 в программе "Закулисные истории". О других артистах Большого театра читайте здесь: