Найти тему
Стив Май

Инфографика школьного времени

Оглавление

Я решил наглядно показать, сколько времени изучается тот или иной предмет в школе. Немного прокомментирую графику.

Итак, распределение времени на разные предметы в РФ строится согласно Федеральному базисному учебному плану. Документ введён в строй 9 марта 2004 года, последние изменения 1 февраля 2012 г. Его я сегодня и буду анализировать (визуализировать).

Федеральный базисный учебный план разделён на 3 этапа:

  1. Начальное общее образование
  2. Основное общее образование
  3. Среднее (полное) общее образование

И если первые два трактуются однозначно, то начиная с 10 класса может проходить разделение по профилям.

Общее количество часов (с учётом базового уровня в 10-11 классах)

На данных диаграммах не учитывается часть ОП, формируемая участниками образовательного процесса - только обязательная для всех.

Лидирует по количеству затраченного времени - математика (включая алгебру и геометрию). На неё отводится более 1600 часов только в базе. Следом, с небольшим отставанием (чуть более 1400 часов), идёт русский язык. Родной язык (со знаком *) не весь входит в базисную часть плана, поэтому учитывать его приходится отдельно.

Когда и что учить

-2

"Шахматка" показывает, в каких периодах изучается тот или иной предмет. В общем-то видно, что есть 5 предметов, проходящих через всю школу в обязательном порядке: Математика, русский язык, литература, искусство, физкультура. Тёмный цвет указывает на интенсивность изучения предмета. Обратите внимание опять на математику.

Профили

-3

Начиная с 10 класса можно делиться на профили. Вот примеры распределения часов в 10 и 11 классах разного профиля. Крестиком помечены профильные предметы. В некоторых профилях естествознание заменяет биологию, химию и физику. Цветом выделена интенсивность изучения предмета (серый - не изучается). И даже у филологов математика сравнится разве что с профильными предметами.

Заключение

Я использовал лишь общие обязательные для всех требования по количеству часов федерального компонента. Внедрение ФГОС сделало федеральный компонент образовательной программы не слишком актуальным, но подавляющее большинство образовательных учреждений продолжают руководствоваться именно таким базисным планом, добавляя к этим часам свои собственные. Одной из наиболее популярных добавок является введение информатики в начальной школе. Этот предмет может начинаться в школе начиная с детского сада (имеются в виду курсы подготовки к школе).

Читайте другие статьи по теме:

Цикл статей о ФГОС (Часть 1, Часть 2, Часть 3 и Часть 4)

Надо ли готовить ребёнка к школе?

Как современные учебники мешают нам понимать математику

Слишком мало часов на математику