Беспилотная машина способна взять двух пассажиров с предельным общим весом 300 килограммов и в целом габаритами очень близка к привычному автомобилю. 25 января дрон-такси Hover тестировали на малой спортивной арене «Лужников».
Каково пассажиру дрона
Пассажиры в дроне-такси сидят под углом 45 градусов, потому что при полёте нос машины наклоняется. Сиденья установлены в защитной капсуле: чтобы сесть в такси, нужно перебраться через дуги безопасности. В тестовом образце аппарата крыши над головой нет, разработчики хотят сделать обычную кабину с обтекателями из стекла.
«Все аналоги, которые сейчас разрабатывают в мире, требуют пусть небольшого, но аэропорта»
Возможно, главное достижение разработчиков — это габариты машины. Для создателей дрона было важно, чтобы Hover не смущал людей, привыкших к автомобилям. Он может взлетать и приземляться на обычную парковку, умеет ездить по стоянке, может заехать в гараж. Все аналоги, которые сейчас разрабатывают в мире, требуют пусть небольшого, но аэропорта.
Как работает летающее такси
С 2016 года на создание летающего пассажирского дрона компания Hover привлекла 3 миллиона долларов инвестиций. В машине использовали передовые разработки: например, решили проблему с открытыми вращающимися винтами, которые пугают потенциальных покупателей. Вместо винтов установили блоки электрических вентиляторов в кольцевых обтекателях, сделанных по технологии EDF — Electric Ducted Fan.
«Мы доработали эту технологию, чтобы повысить ее эффективность и снизить шумность, — рассказал гендиректор Hover Александр Атаманов. — Разработали выходной каскад двигателя: он засасывает внешний воздух, обволакивает его, увеличивает тягу, снижает напряжение и шум. Благодаря эффекту Вентури КПД двигателя поднялся до приемлемого уровня. Для питания двигателей применен гибридный тип батарей на основе одной из самых продвинутых “химий”. Каждый год мы прибавляем 8% времени полета только за счет развития этой технологии. Батарея находится в полу, как у “Теслы”, но “химия” у нас более продвинутая, чем у электромобиля».
Корпус машины сделан из сплава магния и алюминия. Дрон тестировали в пустыне Дубая и в снегопад в России. «Есть понятие нелетной погоды, как и у вертолетов, — объясняет Александр Атаманов. — У нас будут те же требования к нелетной погоде. Если вертолеты не летают, то и мы не летаем».
«Батарея находится в полу, как у “Теслы”, но “химия” у нас более продвинутая, чем у электромобиля»
Будущее проекта
Стартап Hover — член ассоциации «Аэронет» Национальной технологической инициативы, резидент Фонда «Сколково». Компания разрабатывает летающий транспорт — ховербайки, аэротакси. Среди инвесторов проекта — предприниматель Исмаил Ахметов, сооснователь QIWI Сергей Солонин, фонд Starta Ventures, бизнес-ангелы Николай Белых, Евгений Медведников, Максим Коробов.
Серийную версию дрона Hover намерена представить уже в этом году. По словам Александра, ожидаемая цена за полет на аэротакси — 20 рублей за километр. Стартап планирует предоставлять летающие машины агрегаторам услуг по аналогии с Uber.
Основная проблема — законодательство. Полеты над Москвой запрещены, а еще для дронов не закреплены эшелоны, то есть высоты, на которых они могут летать. Возможно, это будет эшелон 150 метров.
Весной в Сколково планируют открыть тестовую площадку с покрытием 5G, там будут испытывать систему управления дронами в мегаполисах и проводить проверки машин на разных высотах.
«Основная проблема — законодательство. Полеты над Москвой запрещены»
«Конечно, речь не идет о замене обычных машин на такси. Наша отрасль во всем мире делает только первые шаги, — говорит Александр Атаманов. — Это, скорее, альтернатива, когда магистрали совсем перестанут справляться с потоком транспорта. Мы хотим сделать лучший в мире летающий дрон-такси и предложить технологии производителям. Я пока не знаю, кому это будет больше интересно: авто- или авиапроизводителям. Оба сегмента нацелены на будущий рынок городской аэромобильности. Думаю, что переговоры будем вести со всеми».