Под конец 1942-го года части 3-й моторизированной, а уже по-факту танковой дивизии СС “Тотенкопф” находились на юге Франции, лишь 30 января уже 43-го года был отдан приказ отправляться на Восточный фронт. Надо сказать, что за прошлый период боевых действий дивизия понесла столь высокие потери, что ее состав сменился практически полностью.
И вот, новобранцы из состава танковой дивизии СС даже не особенно верили в рассказы о холоде, так как долгое время им приходилось ехать через центральную Европу, а вот холода удалось почувствовать лишь на территории оккупированной Западной Украины. Прибыла она на фронт, в состав группы армий “Юг” 13 февраля, в ее составе было 10 танков “Тигр”. Уже все знают, что сражалась дивизия в составе 2-го танкового корпуса СС, однако между командующим корпусом Хауссером и Германом Готом, даже учитывая природное спокойствие последнего регулярно были конфликты. Рота же танков “Тигр” согласно немецким документам воевала с 16(19) февраля по 21 марта. А вот касательно ее эффективности, то тут все туманно – данных об уничтоженных танках нет.
Тем не менее, был потерян один танк “Тигр” – его уничтожили в бою. Тем не менее, согласно воспоминаниям Крафта Герберта, рота все же участвовала в бою, ездила по дорогам, которые покрыл гололед, и видела, как страдает мирное население в суровых условиях войны. Так есть запись, о боях начала марта: “Первыми с расстояния в 15500 метров открыли огонь наши “Тигры”. Несмотря на защитное маневрирование, вскоре первые Т-34 загорелись. Но что значат некоторые потери для массы наступающих стальных колоссов?”. Потом, эсесовцев в хаосе боя, оказался у танка “Тигр”, который выпускал снаряд за снарядом по танкам Т-34.
И вот тут есть один момент, крайне характерный, который описывает автор, для понимания фронтовой жизни и специфики танков “Тигр”. Эта самая машина выдержала огромное количество попаданий советских снарядов, и после того как бой закончился, экипаж уже не мог покинуть машину. Случилось это потому, что эсесовские экипажи были недостаточно обучены: поэтому заряжающий сделал ошибку, которая привела к взрыву снаряда прямо в танке. Кроме того, тяжелые танки регулярно страдали от минирования, их постоянно приходилось чинить. Вообще, в основном неумелые экипажи и тратили свое время, чтобы восстановить машину.
В целом моральная обстановка в дивизии всегда была несколько напряженная, дело в том, что несмотря на стойкость, личный состав не всегда был хорошо обучен, особенно плохо было с младшими офицерами, которым выдавали танки “Тигр”. После сражения их прошлось отправлять на курсы повышения боевой квалификации, и такой процесс происходил регулярно. Постоянно не хватало горячей еды, и мороз, который пробивал одежду наводил на всех крайне тоскливое состояние. Высшие офицеры резко осознали, что подготовка их солдат была значительно хуже их стойкости в бою.