Найти тему
Пути-дорожки

Намеренно создаю сложности детям

Я давно уже отметила у себя принцип воспитания детей: создать им сложности, чтобы они их преодолевали. Сейчас модно облегчать жизнь детей в семьях, считать: мол, не надо приучать их к сложностям, а то они потом будут специально искать их в своей жизни. Однако тот, кто взрослел в 90-е годы, точно знает: жизнь в любой момент способна подкинуть трудности. И нелегка жизнь того человека, кто не научился им сопротивляться.

Жизнь современного горожанина крайне проста, а городских детей - и подавно. Минимум труда, минимум домашней работы. Как там говорят? "Пылесосит пылесос, варит мультиварка, посуду моет посудомойка, стирает стиралка".

Мы-то в нашем детстве всё это делали сами - даже не взрослые, а именно мы - дети. Практически весь домашний труд в то время, когда росло поколение рождённых в 60 - 80 годы, в семьях выполняли дети. Это была наша ответственность.

А теперь, когда всю работу по дому делают нехитрые домашние автоматы, что остаётся детям? Правильно, сидеть за гаджетами. Потому что редкий ребёнок теперь читает запоем, как читали в своё время мы. Если прочитает книгу за месяц, то все говорят: "О, у тебя Маша (Дима, Вася, Катя) читает!"

У меня старшая в январе прочитала "Одиссею капитана Блада". Нетолстую книжечку в 248 страниц. "Какая она у тебя молодец", - похвалила её моя подруга. Действительно, есть за что хвалить. Мы-то в то время, когда трава была зеленее и сахар слаще, глотали приключения Рафаэля Саббатини за три дня! И хотя на самом деле сейчас сахар настолько же сладкий, но это правда - было бы чем гордиться: книжка за месяц.

Так что я создаю сложности своим детям намеренно. Потому что думаю, что только так они сносно подготовятся к взрослой жизни.

Как мы росли в 80-е: отношения взрослых и детей

Однажды, когда еще не было никакого коронавируса, я отправила дочерей на пленэр в Крым с художественной школой. Младшей в тот момент было 9 лет. Она носила с собой стульчик, доску и краски по горам у Феодосии наравне со взрослыми. Зато стала лауреатом Всероссийского очного пленэра. Фото из семейного архива.
Однажды, когда еще не было никакого коронавируса, я отправила дочерей на пленэр в Крым с художественной школой. Младшей в тот момент было 9 лет. Она носила с собой стульчик, доску и краски по горам у Феодосии наравне со взрослыми. Зато стала лауреатом Всероссийского очного пленэра. Фото из семейного архива.

Я намеренно позволяла выбрать им те дополнительные занятия, которыми они хотели заниматься. Намеренно поощряла их в этом и продолжаю поощрять. Поощряю и самостоятельность. Правда, иногда этот процесс приобретает гипертрофированные формы, но крайности случаются лишь время от времени, а не всегда. Без них всё равно не обойтись, я думаю.

Например, однажды, когда я у старшей дочки (это было в прошлом году, когда она училась в 6 классе) отобрала сотовый телефон (на то были серьёзные причины), то простым кнопочным она не захотела пользоваться из принципа. И из принципа стала ходить пешком из своей художественной школы до своего лицея - причём делая солидную петлю, чтобы прогуляться в Харитоновском парке, проведать своих любимых птиц.

Об этих своих пеших прогулках дочка рассказала мне только спустя пару месяцев, когда перестала на меня злиться из-за того, что я отняла у неё её любимый гаджет.

А в другой раз младшая дочка (она тогда училась в 3 классе) отказалась принимать помощь няни, которая прежде всегда ее куда-нибудь сопровождала из дома, если мы с мужем не могли этого делать. И стала одна приезжать из школы домой, а потом одна ехать из дома на танцы.

И вот однажды, когда я была в командировке в Москве и сидела на семинаре в МГУ, я случайно бросила взгляд на экран сотового телефона. И увидела 8(!) неотвеченных звонков от младшей дочки. Я в ужасе по стенке прошла к выходу из аудитории и судорожно набрала её номер: что случилось?! Выяснилось, что она перепутала номер автобуса, когда ехала домой. И он увёз её не туда! Представьте: я - в Москве, а ребёнок - в Екатеринбурге.

Хорошо, кондуктор попалась в автобусе добрая, она разрешила моей дочке не выходить из автобуса, её довезли обратно до места пересадки на нужный автобус. Ребёнок разобрался, как пересесть. Всё закончилось благополучно.

Но я готова к подобным крайностям, случающимся иногда. Потому что если мои дети не научатся справляться сами с трудностями, то вряд ли они смогут быть сильными личностями во взрослой жизни.

Интересно, дорогие читатели, а что вы думаете о сегодняшних условиях воспитания детей? И готовите ли их как-то к жизненным трудностям? Или считаете, что жизнь сама научит их с ними справляться по ходу событий?

Подписывайтесь на мой канал о путешествиях по России с детьми, о воспитании детей и их образовании. Я живу на Урале, в Екатеринбурге, поэтому рассказываю и о своей малой Родине.