Продолжаем нашу фотопрогулку по кварталам старой Москвы, разрушенным в середине XX века. Во время первой «экскурсии» мы прошли по Москворецкой улице (с севера на юг) и познакомились с Москворецкой набережной. Теперь же посмотрим на Васильевскую площадь!
Двигаться будем от Москвы-реки на север, к Василию Блаженному, вдоль Кремлевской стены. Можно будет посмотреть на западную часть ныне уничтоженного квартала.
План местности (1903 год)
Поехали!
На углу Москворецкой набережной и Васильевской площади, 1928-34 годы
В левой части снимка начинается Васильевская площадь – незастроенное пространство между Кремлем и жилыми домами. Теперь эти дома разрушены, площадь стала в два-три раза шире и называется Васильевским Спуском (название закрепилось в 1995 году). В советское же время она считалась южной частью Красной площади.
Те же здания и Беклемишевская башня Кремля, 1930 год
Посмотрите, какой любопытный декор на угловом здании!
Из-за ракурса фотоснимка возникает оптическая иллюзия: кажется, что от домов до башни рукой подать. На самом деле между ними 35-40 метров, однако Васильевская площадь здесь действительно сужается и становится похожа на улицу. Это хорошо видно на карте.
Между двумя домами в застроенном квартале виден узенький проход. Это – начало Живорыбного переулка (иногда его называли также Живорыбным рядом).
Крошечный переулок начинался под кремлевской стеной и шел от Васильевской площади на восток, в сторону Москворецкой улицы, но немного не доходил до нее. То есть фактически являлся тупиком.
Это – забытый уголок Москвы, даже не всем краеведам известный. Живорыбный переулок был так мал, что не попал на большинство старинных карт. Мне удалось найти только одну его фотографию.
Живорыбный переулок во время наводнения 1908 года
Вид на запад, на стены Кремля.
Теперь вернемся на Васильевскую площадь!
Васильевская площадь с юга на север, 1935-36 годы
Таков вид площади от начала Живорыбного переулка. В левой части фотографии – Константино-Еленинская башня Кремля. По площади ходят трамваи, они появились здесь еще до революции.
Васильевская площадь, вид на «южный выступ», 1932-37 годы
Там, где Васильевская площадь сужалась (у Беклемишевской башни Кремля), квартал домов образовал своеобразный выступ. Мы глядим на этот выступ с севера на юг. Дальние дома на заднем плане – это уже другая сторона реки, Софийская набережная.
Васильевская площадь, церковь св. Николая Чудотворца Москворецкого
Чуть дальше к северу мы видим ворота уже знакомой нам (по первой статье) церкви Николая Чудотворца Москворецкого. Войти на храмовую территорию можно было с Васильевской площади.
Пройдем еще дальше на север.
Васильевская площадь, северная часть, 1884-88 годы
А это – очень ранний снимок. Вид с середины площади на север в 1880-х годах. За 30 предреволюционных лет здесь многое изменится.
Те же места в 1930 году
Те же места в 1931-35 годах
Теперь пройдем еще на 50 метров к северу.
Васильевская площадь, северная часть, 1918-20 годы
На переднем плане мы видим роскошно декорированный четырехэтажный дом.
ЭТО – ТРУЩОБА?! Вы в своем уме, граждане? Те, кто писали «так и надо было посносить эти халупы».
Последний дом на Васильевской площади, 1898-99 годы
Мы дошли до последнего дома на площади, под сенью храма. Но фотопрогулка еще не завершена.
Снос зданий на Васильевском Спуске
Эти дома приговорили к разрушению. Фотографии середины 30-х – самые последние, буквально за год ли два перед сносом.
На этом снимке ломают нарядный двухэтажный дом в стиле модерн, с перилами и маскаронами, на углу Васильевской площади и Москворецкой набережной. Мы его видели в самом начале статьи. Окна смотрят на юг, за реку…
Дом на углу Москворецкой улицы и Москворецкой набережной, 1938-50 годы.
В левой части фотографии – новый мост и Васильевский спуск, уже очищенный от «хлама». Дом на Москворецкой улице – тот самый, где перед революцией была вывеска «Медведев» (см. первую статью) – еще стоит, но кажется совсем одиноким и грустным. Как будто предчувствует скорую гибель… И это здание – вместе со всем Зарядьем – в будущем будет разрушено.
Наша прогулка кончилось!
А теперь – вернемся к тому, с чего начали (см. первую статью). Вспомним реплику сторонника сноса, товарища с говорящим именем «ОАО Реконструкция»:
Какие-то трущобы на Москворецкой улице, ни одного прекрасного здания, чтобы жалеть. Плотная застройка из невыразительного старья в центре столицы СССР. (...) То что для краеведа уникально, то для бегущего времени и цивилизованного человека - уже трущоба. (...) А насчёт реставраций: легко отреставрировать до блеска халупу из 2-х этажей. А смысл? Почему даже в голову не лезли такие мысли людям того времени? Потому что они были психически здоровы.
ЭТО – трущобы?!
Люди, вы в своем уме?
Все мои статьи, связанные с московским краеведением, можно найти в оглавлении журнала «Нетривиальная история».
Читайте также:
Не только Прокудин-Горский! Цветные фотографии 115 лет назад.
Посмотрим на средневековый Кремль и войдем в него вместе с Аполлинарием Васнецовым.
Москва 1930-32 гг. в цвете: утраты
Улицы Москвы: чудные имена советского происхождения
«Белее, чем лилия…» Жизнь и смерть лермонтовской музы