Найти тему
Сергей Суглобов

По гор. и стран. Словакия

Жилина, Братислава, Кошице.

В 1985 году после смерти очередного престарелого Генсека начальником партии и всей страны был избран молодой и ретивый М.С. Горбачев. Он тут же провозгласил новый курс на ускорение и перестройку. Все стали перестраиваться и писать по указанию парткомов «личные планы перестройки». Одновременно пошли ослабления всяческих режимов секретности. Именно это обстоятельство позволило смилостивиться и разрешить мне выехать заграницу, но только в страны соцлагеря. Так я смог попасть в число преподавателей, сопровождающих группу наших студентов по международному обмену студентов на летнюю практику. Группа чешских студентов из Остравского горного института приезжала в СССР, а группа наших - в ЧССР. В те времена была единая страна под названием Чехословакия. Впоследствии, после развала Варшавского блока, эта страна мирно разделилась на две: Чехию и Словакию. Поэтому в данном описании мы будем считать, что я побывал сразу в двух странах.

Итак, в начале июля 1986 г. группа из восьми студентов и четырех преподавателей выехала поездом из Ленинграда во Львов, а из Львова, также поездом через пограничный пункт Ужгород в словацкий город Жилину. В Жилине нас должны были пересадить в автобус, который доставит в конечный пункт первой части нашего путешествия - чешский город Остраву, где и находился пригласивший нас институт.

Таким образом, Жилина оказался первым заграничным городом, в который попала наша делегация.

Жилина — третий по величине и один из старейших городов Словакии, расположенный на берегу реки Ваг. История Жилины насчитывает около 7 веков. В центре старой части города находится Марьянске площадь Она имеет своеобразную архитектурную застройку: квадратная по форме, окружена несколькими аркадами. Главная достопримечательность Марьянского ансамбля — собор Святого Павла, В центре площади расположился Марьянский столб. Его венчает статуя Пречистой Девы Марии.

-2

У нас был почти целый день гуляния по городу. То, что мы увидели, нас просто оглушило. Первое, что поразило всех - свободная продажа на улице бананов. У себя на Родине мы их не видели (это сейчас они дешевле отечественного огурца). И как дикари все накупили бананов и тут же их съели. Особенно сексуально ели бананы наши девушки. Пройдя в новую часть города с широкими улицами, застроенную современными по-европейски высокими домами, мы, как впервые попавшие из деревни в город, ходили и заходили во все магазины. Мы зашли в колбасный магазин, в котором глаза разбегались от многообразия колбасных изделий. Мы увидели висящие под потолком окорока, свисающие связки сарделек и колбасок, а от запахов всей этой вкусноты просто кружилась голова. Наши колбасы запаха не имеют.

Когда мне попался магазин автомобильных запчастей, я пришел в такое удивление от изобилия, что не удержался и, несмотря на ограниченность выданной нам чешской валюты, накупил отечественного дефицита для своей Маркизы: ручной тормоз, карбюраторный набор, крестовину сайлент-блоки, саморезы разных размеров. В Ленинграде этого купить было невозможно. Жаль, что нельзя было купить покрышки, лежащие целыми штабелями всех видов и без ограничения. Ведь у нас на резину надо было записываться в длинную очередь где-то на год.

Дальше наше путешествие проходило преимущественно по Чехии. Но в Словакию мы попали еще дважды. Первый раз, уже базируясь в городе Годонин, нам устроили экскурсию в столицу Словакии Братиславу.

Братислава расположена по обоим берегам Дуная и на левом берегу реки Моравы. За Дунаем расположена меньшая часть города. Выше по течению расположена австрийская Вена. Эти два города являются самыми близкорасположенными столицами Европы (55 км друг от друга). Братислава является единственной столицей в мире, которая непосредственно граничит с двумя другими государствами — Австрией и Венгрией

Благодаря расположению прямо у большой реки. Братислава производит хорошее впечатление.

-3

Перед прогулкой по городу мы сразу вышли на набережную и прокатились на катере по Дунаю от моста, переброшенного на правый берег. Сначала плыли вверх по течению до самой границы с Австрией. Затем вниз до границы с Венгрией. Вся эта поездка была в пределах города.

Хватило времени пройтись по центру Братиславы. Над городом на утёсе на левом берегу Дуная возвышается Братиславский Град — монументальный замок, массивное четырехугольное сооружение. Он символизирует более чем тысячелетнюю словацкую историю

Побывали на Главной площади. Раньше место носило название «Рыночная площадь», так как здесь проходили городские ярмарки. Посередине установлен фонтан Роланда XVI в.

В Братиславе в пределах старого города много любопытных зданий, церквей и площадей. Все их не запомнить. Но впечатление старого европейского города с долгой и бурной историей останется навсегда.

-4

Второй заезд в Словакию состоялся на обратном пути. Так у чехов получилось, что из Праги до границы напрямую доехать оказалось невозможно. Пришлось ехать с пересадкой. Из Праги ехали поездом до словацкого города Кошице, а оттуда уже автобусом проехали через пропускной пункт Чоп и через Ужгород до Львова.

Так мы побывали в Кошице и смогли пройтись по центру города. Это второй по величине город страны и крупнейший приграничный транспортный узел в Словакии. Отсюда 20 км до границы с Венгрией, в 80 км — с Украиной и в 90 км — с Польшей. Город очень приятный и уютный. Древняя история города (с XIII века) отображается в архитектуре соборов и зданий. Очень красив готический собор святой Элизаветы.

-5

Впечатляет и башня Святого Урбана. Колокольня, выполненная в готическом стиле, посвящена покровителю виноградарей Святому Урбану.

-6

Приятное расставание со Словакией было испорчено советскими погранслужбами, которые не пропустили автобус с нашим словацким шофером через погранпункт Ужгород. И нам пришлось вдоль границы ехать на юг до пункта города Чоп. Там все прошло гладко, и вскоре мы приехали в славный город Львов.