(The Furnace, 2020, Австралия)
Едва стоило подумать о том, что давненько нет новостей из лагеря австралийских вестернов, как тотчас оттуда прискакал курьер и привез в своей седельной сумке вот это послание. Разве что со странным названием, каким-то "погонщиком верблюдов" в аннотации и пугающим рейтингом IMDb 4,3.
Но мы-то с вами люди закалённые - выдержали год назад даже эту помойную хрень, выдержим и "Печь"; хотя, с учетом её сюжетных обстоятельств, правильнее было бы назвать кино "Топкой" или "Горнилом".
Как и ожидалось, безвестный режиссёр/сценарист Родерик МакКей оказался дебютантом. Однако вместо осторожного первого хода "е2 - е4" он решил сразу шагнуть конём.
Или, точнее... верблюдом, написав сценарий на довольно экзотической исторической основе. О том, как в 19 веке в австралийских пустынях эксплуатировались импортные "внедорожники" - одногорбые дромадеры. Ради чего тех доставили из Азии вместе с водителями - афганцами, пакистанцами, сикхами и другими экспертами. Теми, кому уже не надо было учиться и сдавать на тогдашние права категории "CE".
И вся их верблюжья эпопея была уже сама по себе чертовски интересной... для историков-верблюжатников. А вот снять про неё интересное кино для широкой публики надо было ещё постараться.
К счастью, Родерик МакКей это тоже отлично понимал. К несчастью, он плоховато понимал, как в 21 веке снимаются вестерны, и потому ощущение от его картины остаётся не ахти.
Начать с главного героя - афганского парня Саду, водившего со своим компаньоном верблюжьи караваны по Австралии. И вот, когда в очередном походе волею злого рока Саду остался один, выяснилось, что герой-одиночка из него просто скучный и невыразительный.
Правда, вскоре их опять стало двое.
Как-то ночью Саду наткнулся на подстреленного мужика по имени Мэл с сумкой, полной золотых слитков, явно украденных. После чего оказалось, что "плохой харизматичный герой" из Мэла тоже скучноват, пусть его и играет опытный Дэвид Уэнэм.
Ну и как изобразить с таким зевотным дуэтом яркое бадди-муви, скажите на милость?
О преследующих караванщика и бандита врагах - четырех законниках и двух "кинутых" Мэлом подельниках - можно сказать то же самое.
Ладно, первые ещё конфликтуют между собой, и это немного оживляет их погоню за похитителем золота. А вот зачем нужны вторые, вообще непонятно. Мелькают они лишь в четырех коротких эпизодах, и почему МакКей не показывает нам аж до самого конца лицо их главаря - и вовсе загадка. Никакого сюрприза он этим зрителю не преподнёс, и никакой динамики сюжету погоней №2 не впрыснул.
***
В общем, та простенькая мораль, которую Родерик МакКей хотел до нас донести - "Золото и алчность - это зло и погибель!", - он донёс. И на занудный вопрос, которым школьникам компостируют мозги на уроках литературы - "Что хотел сказать автор своим произведением?" - ответил с прилежностью отличника. В чём МакКей, безусловно, молодец.
Вот только отвечает он, стоя у доски, не ярко и с огоньком, а с кислой миной и бубня себе под нос. Что доставляет удовольствие лишь одному учителю (в нашем случае - тем, кто номинировал "Печь"на Венецианский фестиваль), а класс (массовый зритель) в это время сидит и мается от скуки.
Хотя, если зевучесть на просмотре вестернов вас не пугает, тогда накиньте "Печи" от себя пару-тройку плюсов, а потом и решайте, смотреть её или нет.