Найти тему
Lost Art

Франц Марк - Башня синих лошадей (1913) (Пропала в 1945)

Среди пестрой палитры художников-модернистов начала 20 века Франц Марк выделяется особой нежностью своих картин, балансирующей между волшебным внутренним светом и глубокой природной грустью. Он жил прямо в центре того вихря новых художественных течений, которые заполонили Европу. Вместе с Василием Кандинским они основали движение «Синий всадник», стремившееся стереть границы между живописью, музыкой, цветом, подключить интуитивное и спонтанное письмо, смешать все течения, чтобы в конечном итоге получить чистое выражение духовных истин через картины.

Франц Марк увлекался постимпрессионистами, символистами, стоял у истоков экспрессионизма, искал себя в абстрактном искусстве Кандинского, орфизме Делоне, фовизме, кубизме… и все время рисовал животных. Но не животных как некую человеческую принадлежность или тем более предмет охоты. Он писал: «Как же убога и бездушна наша традиция помещать животных в те пейзажи, которые привычны нашему глазу, вместо того, чтобы самим попытаться проникнуть в их душу и увидеть картину мира их глазами.» И при этом его нельзя назвать чистым анималистом, так как через животных он пытался открыть природу и космос вокруг, которые сами люди видеть разучились.

Картина «Башня синих лошадей» является одной из вершин творчества художника. Если описывать эту работу словами, то получится какая-то бессмыслица: четыре синие лошади на фоне абстрактного пейзажа с желтой радугой; кони нарисованы в полуабстрактной манере, в которой явно прослеживается влияние кубизма; на впереди идущей лошади мы видим луну и звезды. Можно добавить про то значение, которое художник придавал синему цвету. Но вряд ли с таким описанием получится действительно увидеть картину.

Когда смотришь на «Башню синих лошадей» в самую последнюю очередь удивляешься тому, что лошади синие, а пейзаж ненастоящий. Кажется, что лошади движутся в вечности и со спокойным взглядом смотрят на мир вокруг. Так солнце и горы смотрят сверху вниз, и будь то взлет бабочки с цветка или самая кровавая битва в истории человечества, ничто из этого не нарушит их спокойствие. И в этом спокойствии одновременно чувствуется безграничная грусть и обреченность, но не лошадей, а человека, зрителя, превратившегося лишь в объект этого безмолвного созерцания.

Меньше чем через год после создания «Башни синих лошадей» Франц Марк уйдет на войну и погибнет в битве при Вердене. Бытует рассказ, что он ушел в разведку, а через двадцать минут его лошадь вернулась без всадника в крови художника. Не думаю, что это правда. Скорее всего, в его смерти не было ни символа, ни смысла.

После войны Марк был объявлен национальный героем и несколько его картин, включая «Башню синих лошадей», в 1919 году приобрело германское правительство для Берлинской национальной галереи. Спустя 18 лет, в 1937 году, уже совсем другое германское правительство представит картину Марка в Мюнхене на печально известной «Выставке дегенеративного искусства». Впрочем, выставлялась она недолго, так как ветераны Первой мировой были возмущены таким обращением с именем их боевого товарища, и на следующей выставке в Берлине работ Марка уже не было.

Картина «Башня синих лошадей» оказалась в коллекции Германа Геринга, второго лица в фашистской Германии после Гитлера. Однако дальнейшая судьба полотна окутана слухами и легендами. По одной из версий картина погибла в Каринхалле, имении Геринга, взорванного по его приказу перед приходом Красной армии. Однако были слухи, что картину видели в конце 1945 года и даже в 1948 году в Берлине. Уже 2001 году один коллекционер заявлял, что ему предложили купить пропавшую работу Франца Марка, но сделка сорвалась.

Возможно, картина пополнила ряды неизвестного трофейного искусства или может, просто мирно пылиться где-нибудь на чердаке в Германии, хозяин которого даже не подозревает о том, какое сокровище у него храниться. А синие лошади Марка все с тем же царственным спокойствием смотрят на мир вокруг.