Найти тему
Аутизм и школа

Аутизм. Героическая баллада о дефектологе. Часть 1. Волшебная.

Предупреждаю. Очень много слов. Заметка в большей степени для тех, кто в курсе нашей истории. Ничего полезного в ней нет. Можно не читать. Но мне кажется важным именно так рассказать об этом событии в жизни Гриши. А не сухо, строго логично.

Это, без преувеличения, грандиозное событие. И оно достойно пристального рассмотрения.

------------------------------

Я очень рада, что написала заметку о приходе дефектолога по свежим следам, потому что, встав на утро, я поняла, что всё, бобик сдох нет сил. Нервное напряжение последних недель истощило меня. А это пиковое событие вообще нанесло последний удар по здоровью. Никаких чувств не осталось, полная индифферентность. На сцену жизни выполз робот.

Но, мне кажется, очень важным собрать мозги в кучу и описать, что же такого волшебного сделала она, эта женщина, с Гришей, мальчиком который никогда ни с кем не мог заниматься. И каким чудом и приворотными зельями она умудрилась удержать его 54 минуты на занятии.

Важно это прежде всего для родителей таких же детей, которые с ужасом смотрят на возможность работы со специалистами. Потому что видели уже всё, отдирали своих орущих детей от полов кабинетов логопедов, выпихивали чад из дома, чтобы дотащить их до очень важного нейропсихолога. А потом опустошённые годами собирали своих рассыпавшихся на части деток после всех этих попыток заниматься у специалиста. И в итоге ставили жирнющий крест даже на одной мысли о новой попытке.

Потому что, если кто-то думает, что неудачный опыт работы с другими людьми у Гриши - это что-то уникальное, то нет. К сожалению, так бывает не только у этого мальчика. Но и у многих других аутичных детей.

---------------------

Итак. Поехали.

Буду называть её учительница, но помним, она дефектолог-олигофренопедагог (работа с УО) + учитель-логопед.

Пришла, мы радостно встречаем её в коридоре. И Гриша объясняет, что хочет показать ей мультик. В данном случае рекламу. Я говорю ему, что покажет потом, после урока. Он соглашается, но придя в комнату, я вижу, что он не просто хочет, а уже подготовил эту рекламу для показа.

Реклама, кстати, не очень приличная, первая учительница этой школы, когда он её показал, не смогла сдержать недоумение и вставила, что-то типа "девочкам такого не показывают". Если кратко, там парень пьёт спрайт, у него вырастают волосы, потом он идёт в туалет, писает (ничего не нужного не показывают) и волосы исчезают. Всё. Гриша на днях случайно постригся триммером и теперь очень мечтает о волосах (у него 3 мм) и хочет испить волшебного спрайта, чтобы волосы вернулись.

И вот он очень хочет показать эту рекламу учительнице. Я вижу, что его не остановить. Хотя пытаюсь.

Но что делает учительница? Она восторженно включается, садится на диван и комментирует каждый момент: А кто это? А как его зовут? А что он делает? А что он пьёт? И так далее...

Гриша с радостью ей всё рассказывает. И в конце они вместе ржут.

Ээээ... Где-то я такое видела, но где?

А, это же мы так мультики смотрим. Когда я комментирую всё, что вижу, а Гриша отвечает. Учительница делала то же самое, совершенно не обращая внимания на то, что видит. Это было не важно.

Да...

Ладно. Это вступление.

Помним, я пообещала уйти. Но всё же внесла один момент из нашей аутичной жизни. Я предложила в расписании написать 10 пунктов под словом Учитель. Потому что уверена, что Грише критически важно знать, когда всё закончится. Это не прихоть - это залог его спокойствия. Он не сможет работать - "как пойдёт". Отвечаю, никак не пойдёт. Он может из последних сил выполнять 121 упражнение, но выполнять. Но если не будет количества номеров, то он и 5 не выполнит.

Ну всё, усадила Гришу, показала 10 номеров, сказала, что пойду спать (я так делаю, когда с Гришей папа ведёт урок), поцеловала в лысую голову и ушла.

(Я разделю свои наблюдения на блоки.)

1.

Спектакль начался.

И что первое я услышала?

-Ой, Гриша, помоги мне пожалуйста, у меня тут...

Я подумала, мне кажется. Этого не может быть. Помоги мне??? Учительница что, мой блог читает? Кто не в курсе я писала заметку о двух уникальных приёмах, которые очень помогали общаться с Гришей во все времена. А называются они "помоги мне" и "а можно я".

Так вот весь урок полностью был построен на этих двух приёмах. Учительница оказалась совершенно беспомощной женщиной, которая нуждалась в Грише, как маленькая девочка. При этом, как только видела, что Гриша теряет внимание, мгновенно выкрикивала-говорила "а можно я, а можно я, я тоже хочу, спасибо тебе, я очень хотела это сделать".

2.

Урок состоял из более чем 15 различных видов деятельности.

Она как фокусник вытаскивала из сумки всё новые и новые задания, которые отличались генеральной линией, не давая Грише устать, скиснуть, привыкнуть.

Частично это было связано с тем, что сейчас она проводит тестирование, чтобы определить и уровень знаний и уровень развития психики Гриши. Но в большей степени это связано с микроскопическим вниманием Гриши, которое, оказывается, заметно для неё. Гриша очень быстро теряет способность концентрироваться, если сталкивается с непонятным. И его нельзя заставить. При этом, переключаясь на другую деятельность, внимание опять в полном объёме возвращается.

Помните, я писала об этом. Смена деятельности в уроке. Короткие задания. Не делает, значит, не может. Силой не получиться заставить. Ребёнок не может.

Ещё раз напишу и больше не буду - я сидела в коридоре, слушала урок и думала, она что, мой блог читает?????? Все статьи?

3.

Молодец!!!

То, как часто она кричала это слово, я не знаю. Но делала она это так органично. Она хвалила, не потому что он был молодец или ещё что. Похвала - это ритм занятия. А она ещё добавила удары по руке.

- Давай, Гриша, будем хлопать в ладоши, когда закончили задание, давай, вот так!!!

Я представляю лицо Гриши. Конечно, давай, хлопать я люблю.

И если отстранится от того, что они делали, то эти "Молодец" и хлопки, как барабаны, держали ритм. Гриша стухал, доползал с трудом до конца какого-то задания, она кричала "Молодец", они хлопали, и словно Гришу зарядили, он двигался дальше, точнее, она его двигала.

Сколько я не пыталась объяснить учителю общей школы, как важен ритм занятия, я не смогла. А тут я просто видела (слышала) всё то, что делаю сама.

4.

Мне урок с Гришей напоминает танец, цель которого, научить Гришу танцевать самостоятельно. Его нельзя бросить, он ничему не научиться. Его нельзя постоянно вести, не позволяя самостоятельно делать шаги, он ничему не научится. Задача ведущего тонко чувствовать-видеть, когда Гришу надо отпустить, а когда подхватить. Это очень важно. Потому что если не отпускать, он сядет на шею и будет делать очень мало, если не подхватывать - он столкнётся с непосильными задачами и ударится в истерику. Следствием чего станет - невозможность опять начать урок.

Суть всей этой метафоры проста - учитель должен видеть, когда ребёнок теряет внимание, и мгновенно переключать его. Всё. Больше ничего.

Не звать ребёнка, эй, смотри, будь внимателен. Нет. Если бы Гриша мог, он был бы внимателен. Учитывая то, что он это неоднократно и демонстрирует на всяких там кубиках-рисованиях, по 30 минут их складывая. Но если он не может, он не может это сделать усилием воли.

И что делала наша учительница? Она это и делала.

Я сидела и слышала, что всё, Гриша уже и дар речи теряет, заплетается язык, всё!!!! надо переключать, переключать, он сейчас начнёт сопротивляться. И буквально на последних долях секунд выдержки Гриши, учительница подхватывала его и вовлекала в другую деятельность. Или кричала "Молодец" или "Смотри-смотри, что у меня есть" или "А можно я, а можно я!!!!" или "А ты любишь танцевать? Пойдём!!!" или "А давай споём".

Когда время урока перевалило за 30 минут, я перестала волноваться и впала в какое-то оцепенение. Потому что сама никогда такого не проворачивала. Я видела, что силы Гриши заканчиваются и всё, что тут сделаешь, надо заканчивать.

А она пошла дальше, виртуозно танцуя с Гришей над пропастью.

Под финиш он очень слабо соображал, но всё выполнял.

При этом у Гриши есть ещё одна особенность, если он не справляется с заданием, но ему почему-то кажется, что он справится, он не сдаётся. И тут надо лишь немного помочь, не переключать на другое, не вырывать у него задание из рук, а немного направить. И учительница это делала, помогала с воплем "а можно я" и сразу же, видя, что Гриша понял, отдавала инициативу.

Я ничего этого не видела, но слышала. Потому что всё это было в точности, как на наших уроках.

Кроме того, что учительница пошла на много дальше меня.

5.

Виды деятельности.

Тут всё понятно. Гриша сделал всё, над чем мы работаем. Играл, пел, танцевал, делал зарядку, артикуляционную, пальчиковую гимнастику, играл в ролевые игры, читал, писал, собирал пазлы, раскрашивал, разгадывал логические ребусы и ещё куча чего-то.

Отдельно упомяну. Когда я услышала "давай споём!" - эээээ.... в общем, мысли покинули мою голову. Споём?...

А потом я услышала "А ты любишь танцевать? Я люблю! Давай потанцуем!!!"

Эээээ....

И чистый приятный голос учительницы. Она ещё и поёт.

Что и как там танцевал Гриша - не знаю.

Но то, что он всё это делала - факт.

Делается это тоже для сохранения работоспособности ученика. Нельзя такого ребёнка приковать к столу и держать. В этом нет смысла. Он должен двигаться, петь, кричать, шептать. И всё это учительница и делала.

6.

Помним, я предложила учительнице только одно - 10 номеров в расписании. И, как потом она сама мне сказала, это очень помогло. Потому что, как только она видела, что он теряет внимание очень сильно и вот вот уйдёт в сопротивление, она говорила, а сколько номеров мы сделали? Зачеркни. И они двигались дальше, а Гриша видел, что осталось столько-то. Хотя учительница и впихивала в один номер больше одной деятельности.

При этом, когда она увидела, что Гриша выдыхается, то аккуратно начала делать так: Одно задание - один номер. И это позволило Грише воспрять духом и дойти до конца.

То есть, учительница смогла понять, как это важно для Грише и где предел его возможностей. Она не двигалась по какой-то своей схеме - мы работаем так и никак иначе. Ребёнок должен научиться. Нет. Она, о чудо, какая неожиданность, шла за ребёнком. При этом ни на секунду не утратила штурвал. Потому что именно она, учительница, была авторитетом и ведущим, и капитаном, президентом, генералом и кем там ещё в этой, такой для кого-то простой, а на самом деле для многих неподъёмной деятельности - урок с Гришей.

Собственно и всё.

------------------------

Возможно, я что-то забыла.

А. Вспомнила. В конце она подарила Грише волшебную дудку (хочешь нагадить друзьям, подари их ребёнку барабан). И Гриша теперь радостно в неё дудит. Но мы помним, Гриша - речевик, помимо прочего. А дудка - это дыхание)) Так что не нагадить она нам хотела, а, как я понимаю, прокладывает дорожку к работе над речью.

Ну а сейчас смешное. Ещё она подарила ему динозавра и в пылу финала урока спросила: А как мы его назовём? Гриша тупил, на такие вопросы он вообще не может ответить (предложить вариант). И учительница с лёгкой руки затуманенным мозгом предложила назвать плохоговорящему ребёнку друга-динозавра -- Роберт.

РРРРРобеРРРРРт.

Потом она рассказывала, что не очень думала над этим и сказала первое, что пришло в голову. И теперь у нас друг Роберт. Мои попытки переименовать его в Боби провалились.

- Нет, мама, ты шутишь? Это РРРРРобеРРРРРт.

Ага, хорошо, только язык не сверни.

Теперь, кажется, всё.

-----------

Или нет.

Нет, вечером учительница позвонила и спросила, как чувствует себя Гриша, как он себя ведёт.

Ээээ...

У меня нет слов описать, что я об этом подумала)))

Как Гриша себя чувствует? А для Вас это важно?

Кто Вы? Фея? Ангел? Где Ваши крылья?.. Как Вас Земля носит? Почему Вы ещё не канонизированы?

---------

Такие дела.

Итак.
Я не знаю, как пройдёт занятие сегодня, мне вообще хочется метнуться на южный полюс к пингвинам и сделать вид, что меня это не касается.
Так страшно проснуться и узнать, что ничего этого не было. Страшно, что Гриша увеличит напор и учительница не сможет справиться. А увеличит он его обязательно. А к пятому занятию будет её выгонять с порога, я это точно знаю. А так же знаю, что не смогу помочь, что всё зависит только от неё.
----------------------
Но тем не менее. Оставим материнские страхи. И перейдём к выводам.
Надеюсь, из этой длинной простыни стало понятно, что с тяжёлым ребёнком можно работать. И это может делать не родитель, который, как мне тут пишут, чувствует своего ребёнка, как никто другой. Чувства здесь не при чём.
Это простая техника, не связанная с родством.
И, как блистательно это продемонстрировала наша учительница, доступна эта техника специалистам)))

Удачи вам, дорогие мои читатели.

А я... А я постараюсь пережить достойно второе занятие. Может, даже и не буду сидеть в коридоре... Или нет... не знаю.

П.С. Вспомнила ещё одно. То, как мастерски она сворачивала в нужную сторону, когда Гриша начинал болтать. Это было невероятно. Она его выслушивала, что-то отвечала, но не позволяла развивать диалог. Этому нельзя научить.

П.С. 2. Ещё вспомнила. На животрепещущий вопрос, а что она думает по поводу хождения Гриши в класс, учительница ответила, что пока об этом не может и речи быть. Его внимание - не больше минуты. И сам он не справится.

НАВИГАТОР

ВОПРОСЫ