Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

Как работало ночное освещение в Средние века?

Сегодняшние люди уже давно и основательно обуздали ночь, в связи с появлением электрического освещения и его повсеместного распространения, но так было далеко не всегда. К примеру, ритмы жизни средневековых людей из самых разных частей Европы находились под сильнейшим влиянием ночи. Особенно сильна была проблема прихода ночной тьмы, лишавшей их зрения - одного из важнейших способов взаимодействия в традиционном обществе, в том числе и в любом средневековом. И чтобы восполнить острую нехватку естественного света ночью использовались различные виды освещения: от разных факелов до лучин и свечей.

Перед тем, как мы рассмотрим несколько видов освещения, важно отметить один момент: рассматриваемые виды освещения, а точнее их археологические останки, в своем большинстве, принадлежат высшим слоям общества, то есть аристократии и некоторым особо зажиточным бюргерам, хотя и крестьян вниманием мы не обойдем.
Первым и, наверное, самым очевидным способом является открытый огонь, который использовался не только для освещения в замках и домах, но и для согрева в холодные зимние и осенние дни или для приготовления разной пищи, в том числе различных похлебок, мяса, рыбы и т.п. Открытый огонь выступал главным источником света для всех средневековых светильников, что подтверждают многочисленные археологические раскопки, проведенные в средневековых замках, в результате которых находили кремни и огнеупорную сталь. Чтобы зажечь светильник, например факел, нужно было ударить огнеупорной сталью по куску кремня. Таким образом, образовавшиеся искры воспламенили трут, который затем порождал открытое пламя.

Другой вид средневекового освещения – факелы. Средневековые факелы часто представляются лишь как деревянные палки, завернутые в ткань и пропитанные смолой. Их крайне редко использовали в качестве светильника внутри помещений, но зажигали и помещали в держатели факелов, что позволяло освещать ночью даже большие комнаты в замке или в доме. Надо сказать, что именно привычный для современных обывателей вид факелов (простая палка, обмотанная тканью и пропитанная смолой) встречался редко, ведь такой факел горел от силы 10 – 30 минут, и поэтому уступал в практичности другому виду. Особенность этого факела заключалась в его большом размере палки, которую при желании можно было воткнуть в землю. Данный вид факелов представлен в нескольких прикрепленных ниже изображениях. Этот другой вид факела был гораздо более распространен, в силу того, что он горел значительно дольше, а также он был относительно дешев и мобилен. Главным же его недостатком было выделение большого количества едкого дыма. Порой же конструкция факелов была несколько сложнее, в чем можно убедиться, посмотрев одну из фотокарточек, прикрепленных к посту.

Сказав пару слов о факелах, нельзя не упомянуть об их гораздо более доступном и дешевом аналоге, лучинах. Их простота заключалась в том, что их можно было изготовить из разных доступных простому крестьянину материалов, к примеру, камыша или какой – либо другой травы, или же из смолистой древесины различной длины. Лучины делали из внутренней сердцевины мертвой травы или дерева (сосна, лиственницы, бука, липы и т.д.), в некоторых случаях даже обмакивали в жир или смолу, хотя при горении смола могла “взорваться” (плюнуть) так, что искры будут летать на расстоянии нескольких метров. Дешевизна и относительная простота изготовления лучин обуславливала их распространенность, хотя горели они недолго, всего около 10 минут горел, к примеру, кусок длиной в 20 см, в силу чего ее приходилось часто менять. Они могли быть как в виде тонких палочек, так и в виде плоских кусков смолистой древесины различной длины. Таким образом, лучина – весьма практичный и доступный способ освещения для средневекового человека, и крестьянина, в том числе.

Нельзя обойти стороной и два основных вида средневековых свечей: сальные и восковые. Вопреки некоторым предубеждениям, присутствие сальных свечей в большинстве средневековых замков подтверждается археологически, благодаря обнаруженным при раскопках неприметным сереньким черепкам для таких свечей, которые имеют диаметр 6 – 12 см и высоту 2- 4 см. У ободьев, имеющих внутренние канавки, присутствовал защемленный носик, что прямо указывает на то, что это были подставки для сальных свечей. Сальная свеча состояла из вышеупомянутой лампады и жира крупного рогатого ската (или масла), а также фитиля, состоящего из хлопка или льна. Когда фитиль поджигали, жир, впитавшийся в фитиль, таял и горел. Одним из преимуществ сальных ламп помимо дешевого топлива, была возможность переносить их из комнаты в комнату. В стенах замков нередко были ниши для таких светильников. Материал для подставки сальных свечей обычно изготавливался из керамики, крайне редко применялось железо. Принимая в расчет, что бесчисленные остатки таких лампад были обнаружены на археологических раскопках в разных частях Европы, мы можем сделать осторожный вывод о том, что сальные свечи широко использовались в Западной Европе (возможно, и в Восточной тоже) с XI по XIV вв., и являлись при этом наиболее распространенной формой именно внутреннего искусственного освещения. Хотя, в сельской местности такие сальные лампы крайне редко находят, и даже иконографические источники дают крайне мало свидетельств о них. Сальные свечи хорошо служили владельцам, хотя и имели ряд серьезных недостатков, несмотря на свою относительную дешевизну: сало имеет очень низкую температуру плавления, и поэтому она быстро тает, а также такие свечи весьма хрупкие, что влечет за собой определенные неудобства.

Восковые свечи были признаком состоятельности их владельца, благодаря своей высокой цене и особой ценности. Их использовали лишь по особым случаям, ведь воск, как было отмечено выше, был драгоценен и предназначался для уплаты церковной десятины. Именно восковые свечи использовались в церковных службах.
Вскользь упомянув лампады, нельзя пройти мимо средневековых фонарей. Их конструкция была довольно примитивной, она состояла из цилиндра (либо из дерева, либо из металла) с узкими щелями, в который вставлялась свеча, защищающий её от ветра. В особо дорогих фонарях, использовались хрустальные стекла или слюдяные. Такие фонари были достаточно удобными для переноски, и иногда их использовали для освещения входа в дом.

Теперь же перейдем к их конкретно ночному использованию. Здесь надо отметить, что особое использованием искусственного света ночью не может быть обнаружено археологически, но может быть обнаружено с помощью письменных источников. Свеча, горящая в качестве ночника в спальне, упоминается несколько раз в “Парцифале” Вольфрама. В качестве еще одного примера, можно упомянуть, что Устав св. Бенедикта предписывал монахам при сне в, общей спальне, дормитории обязательно зажигать лампады, чтобы они освещали дормиторий, пускай и довольно тускло. Видимо с этим правилом монашеской жизни, связана традиция использования свечей в лампадах в качестве ночников в спальнях аристократов, ведь более бедные слои населения не могли позволить себе такое, и им приходилось довольствоваться простым очагом открытого огня, и не более.

Упоминание об использовании факелов в Средневековой Франции также встречается нам и не раз. Например, в Париже за хождение без огня (в том числе факелов) полагался штраф в 10 су, что в конце XIV века равнялось стоимости 60 буханок хлеба по 18 унций каждая. Другой пример, это случай, произошедший в Париже в воскресенье 1473 года. Ночью зажиточный бюргер Жан Деньо вместе с несколькими своими слугами и соседями был на ночном дозоре, чтобы проверить спокойно ли в городе. Маленький отряд прошел мимо мясной лавки около половины двенадцатого ночи. У одного из молодых слуг Эйньяула, замыкающего шествие, мясник (Жан Февр) резко вырвал из рук факел (!). Его хозяин пришел на помощь слуге и спросил мясника, почему он вышел на улицу в столь неподходящий час. Поскольку Жан Фавр отказался отдать факел (!), первоначально его арестовали, но его все же освободили, из-за мольбы его жены и соседей (один из соседей Этьен Дасье просил особо настойчиво). Но сразу же, как только мясника освободили, он попытался повалить Жана Деньо, за что мясник был заключен под стражу, и он, и его сосед Этьен Дасье были вынуждены заплатить штраф (первый в 100 ливров, второй в 50 ливров) и отправиться в тюрьму. Вот такой вот случай, в котором фигурирует факел как источник ночного освещения.

Один из вариантов средневекового факела.
Один из вариантов средневекового факела.

Рассмотрев лишь часть видов освещения и их упоминания в средневековых письменных источниках, мы можем с некоторой осторожностью констатировать, что освещение у крестьян было крайне слабым и не разнообразным, а в домах зажиточных бюргеров и знати освещения все же было в значительной степени больше, да и оно было разнообразнее.

Автор - Радомир Красавцев

Коллективный исторический паблик авторов - https://vk.com/catx2