Чаще всего современные «чайники» узнают о «Каноне чая» Лу Юя раньше, чем он попадает им в руки. Я с трудом могу представить ситуацию, в которой восторженные юноша и девушка на чердаке у дедушки находят потрепанный томик, это оказался «Канон чая», юноша и девушка читают его прямо там, на чердаке — и решают посвятить свою жизнь чаю. А вот ситуацию, при которой увлеченный чаем человек открывает «Канон» уже зная, что это первая известная книга, целиком посвященная чаю, и что написана она человеком, который сейчас почитается божественным покровителем чая, представляю отлично. И это монументальное знание часто играет с читающим «Канон» человеком довольно забавную шутку.
Дело в том, что «Канон чая» — это небольшой и очень простой текст. На таком уровне в пору моей академической молодости писались студенческие курсовые работы, а иногда даже и рефераты. «Канон чая» не является научной работой даже с поправкой на VIII век — достаточно почитать, чем занимался Чжан Хэн за несколько веков до Лу Юя или Беда Достопочтенный и Лев Математик почти в одно время с ним. «Канон чая» не является значимым историческим трудом (не путать с литературным памятником) — сравните его, например, с «Историями» Геродота и Фукидида, написанными за тысячу с лишним лет до «Канона». Лу Юй не формализовал профессиональных и этических основ работы с чаем, как это сделал, например, Гиппократ с врачеванием — и тоже за тысячу с лишним лет до написания «Канона чая». Ну и на божественное откровение «Канон чая» тоже не тянет. Лу Юй просто написал обзор чайной культуры в современном ему Китае. Возможно даже не очень добросовестный — нам уже не проверить.
Продолжение — на «Путевых заметках чаяного клоуна».