(1 Пет. 4:1-11)
Один молодой мужчина как-то сказал мне: "Как бы я хотел упорядочить свою жизнь!” Этот человек был очень обеспокоен. У него совсем не было времени, чтобы отдохнуть вместе с женой и детьми. Даже когда на работе наступало затишье, он чувствовал какую-то внутреннюю потребность в постоянной занятости. Его жизнь все больше замыкалась на работе, и все меньше внимания он уделял семье. Наконец, он почувствовал, что жертвует чем-то более важным ради менее важного. Проблема была в том, что он не знал, как измениться. Он жил, подчиняясь какому-то внутреннему порыву, а не рассудку. К его чести, он правильно оценил себя. Ему действительно нужно было упорядочить свою жизнь.
Вряд ли кто-нибудь захочет менять свою жизнь, если не поймет, что живет неправильно. То ли мы погрязли в каком-нибудь грехе, то ли просто увлеклись чем-то маловажным - нам одинаково необходимы силы, чтобы избавиться от плохих привычек. Давайте посмотрим, как Петр помогает своим читателям вырваться из пут греха и разврата, которому они некогда предавались. Он напоминает им: “Впрочем близок всему конец" (4:7). Это помогает по-иному взглянуть на жизнь. Церковь с нетерпением ожидала второго пришествия Господа, веря в то, что это случится очень скоро.
ВООРУЖИТЕСЬ МЫСЛЬЮ ХРИСТА (4:1-3)
Никто из видевших своими глазами смерть и страдания в вооруженном столкновении не будет легкомысленно относиться к подобным вещам. Когда Петр призывает своих читателей быть образцом нравственного совершенства и внутренней чистоты, военная лексика помогает ему подчеркнуть серьезность борьбы христиан. Они должны вооружить себя мыслью Христа (4:1). Нечто похожее мы находим в Фил. 2:5: “Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе".
Петр в 4:1 идет от (1) страданий Христа к (2) вооружению христиан Его мыслью, после чего к (3) страданиям и отречению от греха. Чтобы понять стих 1, надо увидеть связь между этими высказываниями, а это задача не из легких. Первые две мысли можно связать таким образом: то, как Христос переносил свои страдания, стало примером для Его народа, которому порой тоже приходится страдать. Страдающие христиане должны вооружить себя Его мыслью, и не только для того, чтобы все вытерпеть, а чтобы посмотреть на свои страдания по-христиански. Как и в других местах послания, Петр приводит в пример Христа, которому Его народ должен подражать.
Последнюю часть стиха 1 понять сложнее: “...страдающий плотию перестает грешить". Этот отрывок толкуют, по крайней мере, двояко. (1) Возможно, смысл заключается в том, что страдание положительно воздействует на христиан. Тот, кто пострадал за Христа, обрел силу и решимость для борьбы с грехом, которых бы у него в противном случае не было. Он перестает грешить в том смысле, что мир и плоть больше не властвуют над ним так, как это было когда-то.
(2) Возможно понять эту фразу и так: “пострадавший плотью" (Славянское Евангельское Общество) - это метафора, подразумевающая смерть, точнее, духовную смерть старого греховного человека. Если это так, то Петр сравнивает смерть христианина для греха с той жизнью, которую он обретает в Господе. В следующем стихе (4:2) Петр характеризует жизнь христианина. А непосредственно перед этим (в 3:21) он говорит о крещении. В Рим. 6 Павел назвал крещение смертью старого человека греха и воскресением к новой жизни. Рим. 6:7 звучит очень похоже на наш отрывок: “Ибо умерший освободился от греха". Даже лексика этого стиха во многом сходна с лексикой 1 Пет. 4:1. Павел написал свое послание римским христианам на несколько лет раньше, и Петр был, наверняка, знаком с его содержанием. По этим причинам второе толкование представляется более верным.
Без сомнения, вспоминая свою прежнюю жизнь в грехе, христианин может по достоинству оценить жизнь во Христе, однако от старых привычек нелегко избавиться. Петр напоминает своим читателям, что они достаточно пожили в похоти, распутстве и пьяном разгуле (4:3). Соблазны их прежней жизни продолжают преследовать и отягощать их. Жизнь во Христе требует смерти прошлого. Они должны сопротивляться искушению вернуться к прежнему образу жизни или даже пойти с ним на компромисс.
НЕ УЧАСТВУЙТЕ В РАСПУТСТВЕ (4:4-6)
В греческих городах Малой Азии общественная жизнь была напрямую связана с идолопоклонством и зачастую идущим рука об руку с ним пьянством и сладострастием. Язычники воспринимали отказ христиан участвовать в публичных ритуалах и играх, как демонстрацию собственного превосходства и презрения к окружающим.
Известный риторик середины второго века Элий Аристид так критиковал философов-киников своего времени, а заодно и первых христиан: «Их поведение очень сходно с поведением тех богохульников из Палестины. Те [т. е. христиане] тоже открыто демонстрируют свою нечестивость: не признают стоящих над ними и обособляются от греков и всего хорошего». Причина, по которой Аристид, ближайший современник Петра, так изощряется в оскорблениях христиан, как раз та, о которой пишет апостол: "Почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас” (4:4).
Злословие злословием, но очень часто оно сопровождалось физическим насилием. Ряды христиан по большей части пополнялись за счет бедных и лишенных собственности жителей греческих городов. Высшие слои общества обычно презирали тех, кто не обладал ни богатством, ни властью. Менее чем через пятнадцать лет после того, как Петр написал свое письмо, кто-то высек на одной из стен Помпеи, погребенных под пеплом Везувия: "Я ненавижу бедняков. Тот, кто хочет получить что-то задаром, - глупец. Пусть заплатит, и тогда он все получит”. На христианах лежало еще и позорное пятно бедности. Петр утешает христиан, что злословящие их “дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых” (4:5).
О чем все это говорит христианам, живущим в двадцатом веке? Не сомневаюсь, что излишества и распутство мира оказывают на современных христиан такое же давление, как и на христиан, живших в первом веке. Христиан, которые отказываются от алкоголя, избирательно подходят к развлечениям, не допускают насилие и легкий секс вечерних телепередач в свои семьи, поднимают свой голос против того, что правительство играет на азарте населения, извлекая из этого пользу для себя, а также против абортов по требованию, которые не боятся заявлять о своей принципиальной позиции в отношении того, что они поддерживают и с чем борются, всегда будут считать странными и чужими. А сами они будут испытывать соблазн стать такими, как все. Так же, как и в любом веке, христиане двадцатого столетия нуждаются в наставлениях Петра из его первого соборного послания, 4:1-6.
В 4:6 мы читаем: “Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом”. То, как мы поймем этот стих, будет непосредственно зависеть от нашего толкования стихов 3:19, 20. Если они означают, что Христос спускался в преисподнюю, чтобы заявить о Своей победе, тогда стих 4:6 говорит о том, что в результате Его сошествия в тот мир мертвые теперь могут “жить по Богу духом". Должны ли мы сделать из этого вывод, что можно умереть вне Христа, погибнув в грехе, и после смерти получить еще одну возможность раскаяться и спастись? Отнюдь! Внимательное изучение стиха в оригинале показывает, что грамматическое время указывает на тех, кто был мертв на тот момент, когда Петр писал свое письмо. (См. Современный Перевод: “Ибо благовестие проповедовали тем, кто сейчас мертв...”). Ничто в стихе не говорит о том, что они были мертвы, когда им проповедовалось евангелие.
Если 4:6 учит, что люди могут покаяться и спастись после своей смерти, то это противоречит новозаветному учению, ясно изложенному в других местах. В Евр. 9:27, 28 говорится: “И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принесши Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение". В Ин. 5:28, 29 Иисус сказал, что, когда находящиеся в могилах услышат Его голос, одни восстанут, чтобы воскреснуть для жизни, а другие - чтобы быть судимыми. Его слова не допускают никакого обращения после смерти. Другие стихи (1 Фес. 4:13-18; Рим. 2:3; 14:10; 1 Кор. 4:5; 2 Кор. 5:10; 2 Пет. 3:7) учат тому же. В таком случае остается один вывод: Петр говорит о том, что евангелие проповедовалось людям, которые умерли уже после того, как услышали его. Они погибли бы в грехе, если бы их судили строго по делам плоти, но они будут спасены, потому что поверили евангелию и подчинились ему. Петр говорит, что они будут “жить по Богу духом".
ПОЙМИТЕ, ЧТО БЛИЗОК ВСЕМУ КОНЕЦ (4:7-11)
Христиане не просто ожидают второго пришествия Господа; они ожидают Его неизбежного возвращения. Так было всегда. Павел заканчивает 1 Коринфянам двумя арамейскими словами "марана фа”, что значит просто: “Приходи, Господь". Предпоследний стих заключительной книги Библии гласит: "Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!” (Отк. 22:20). Павел пишет: "Я вам сказываю, братия: время уже коротко” (1 Кор. 7:29). А Иаков добавляет: “Укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается” (Иак. 5:8). В ожидании неизбежного возвращения Господа ранняя церковь делала именно то, что велел им Иисус. "Итак бодрствуйте, - сказал Он, - потому что не знаете, в который час Господь ваш придет” (Мф. 24:42).
Прошло около двух тысячелетий, а Его церковь по-прежнему поет: “Иисус грядет”. Церковь - это “эсхатологическое общество", и это значит, что она всегда живет в последнее перед концом света время. Не абстрактное пришествие Христа в неопределенном будущем дает христианам правильный взгляд на жизнь и силу, а уверенность в том, что “близок всему конец” (4:7). Нижеследующие требования становятся особенно настоятельными, когда мы осознаем истинность этого стиха.
Будьте благоразумны
Когда Иисус исцелил бесноватого, жители города, как отмечает Марк, вышли посмотреть, что произошло. Придя, они обнаружили, что человек, в котором был легион бесов, “сидит и одет, и в здравом уме" (Mк. 5:15). Слово, переведенное здесь фразой “в здравом уме", в 4:7 переводится словосочетанием “будьте благоразумны”. Петр призывает своих читателей быть разумными, непоколебимыми, надежными и здравомыслящими.
Если мы понимаем, что конец всего близок, мы не можем не быть “благоразумными” и не можем не “бодрствовать". Эти слова говорят о серьезном, здравом подходе христианина к жизни. В своей замечательной работе Разновидности религиозного опыта Уильям Джеймс исследовал, что значит быть религиозным. Выделив и рассмотрев несколько основных черт религии, он заключил, что существенное качество ее состоит в том, что она воспринимает себя серьезно. Христианство - не мрачная религия, но она действительно серьезно воспринимает свое учение, свои ожидания, свои надежды и свои опасения. Все это естественно ведет к молитве, ибо молитва - это квинтэссенция религии.
Имейте усердную любовь друг ко другу
Любовь не поддается определению. Она предполагает и духовную связь, которая заставляет человека желать, чтобы другой человек становился лучше, и великодушие самопожертвования. К этому трудно что-либо добавить. Во времена кризиса и гонений, подобные тем, что испытывали церкви Малой Азии, было особенно важно, чтобы любовь тесно связывала христиан друг с другом и с Господом. Зная, что мелкие недовольства и человеческие слабости угрожают единству тела, Петр говорит: "Любовь покрывает множество грехов" (4:8).
Будьте страннолюбивы
С незапамятных времен радушный прием путника или гостя в своем доме был на Ближнем Востоке святым делом. Ярким примером тому служит описанный в Быт. 18:1-8 рассказ о двух странниках, появившихся у входа в шатер Авраама. Автор Послания к евреям, по всей вероятности, имел в виду именно это событие, когда писал: “Страннолюбия не забывайте; ибо чрез него некоторые, не зная, оказали гостеприимство ангелам" (Евр. 13:2).
Возможно, поводом для наставления в 1 Пет. 4:9 послужил факт существования в ранней церкви странствующих учителей и пророков. Ко времени написания Иоанном своих посланий в церкви возникла проблема, связанная с обязанностью христиан быть гостеприимными по отношению к бродячим учителям. Иоанн предупреждал, что в мир пришло много лжепророков (1 Ин. 4:1). Второе и третье послание Иоанна отражают некоторую растерянность христиан по поводу того, когда им следует, а когда не следует принимать у себя этих странствующих пророков.
Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил
Хотя Петр говорит только о двух дарах, которые, возможно, имели христиане (говорить и служить), он, несомненно, признавал существование многих других даров. Одним из наиболее настойчивых учений Нового Завета является учение о том, что таланты христиан различны, но, каким бы ни был наш талант, мы обязаны без всякого понуждения отдать его Господу. Наверное, будет полезно сделать краткий обзор некоторых из наиболее примечательных стихов на эту тему.
В Лк. 12:48 наше внимание привлекает предупреждение Иисуса: “И от всякого, кому дано много, много и потребуется”. В Евангелии от Луки за этим предупреждением следует притча о минах (десяти фунтах серебра; Лк. 19:11-27), а в Евангелии от Матфея мы находим притчу о талантах (Мф. 25:14-30). Пусть деталями эти притчи отличаются, суть их одна: если мы не используем данные нам Богом таланты в нашем служении Господу, это ставит под угрозу наши отношения с Богом.
В Рим. 12:6 Павел пишет: “По данной нам благодати, имеем различные дарования”, - а затем перечисляет некоторые виды даров, которые могли иметь его читатели, одновременно указывая, какая на них лежит ответственность за их использование. В 1 Кор. 12:4 он говорит: "Дары различны, но Дух один и тот же", - а в 12:7 добавляет: “Но каждому дается проявление Духа на пользу” ("для блага всеобщего"; Современный Перевод).
Назидание Петра в 4:10, 11 учит его читателей той же самой христианской ответственности за использование данных Богом талантов. Отличается оно лишь тем, что акцент в нем делается на двух дарах, которые, можно считать, включают в себя все дары: способность говорить и служить. Христианину, имевшему дар красноречия, Петр внушает серьезность его ответственности: “Говорит ли кто, говори как слова Божий” (4:11; в Современном Переводе “словами Божиими”).
Проповедник или учитель, которые несут любое другое учение, кроме того, что открыл нам Бог, забывают об этом наставлении апостола. Не все христиане имеют способность говорить или учить публично, но каждый обладает тем или иным талантом, которым он может служить Богу и Его народу. Петр говорит: “Служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог” (4:11). Слово, переведенное “служить", является глагольной формой греческого существительного "дьякон", однако Петр не ограничивает свои замечания обязанностями дьяконов. Служить - значит достичь величия в царстве Божьем (Мф. 20:25, 26). Если мы хотим быть угодными Богу, то должны использовать все имеющиеся у нас таланты, чтобы дать ответ всякому о причине нашей надежды.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Две главные темы 1 Петра - страдания христиан и второе пришествие Господа - составляют основу отрывка 4:1-11. Ссылаясь на страдания Христа, Петр призывает христиан умереть для старых грехов, которые некогда властвовали в их жизни. Если Божий народ прислушается к словам Петра, то ответит на противодействие и гонения удвоенной решимостью жить святой жизнью.
Поскольку Петр и христиане первого века верили в скорое возвращение Господа, то в наставлениях апостола звучала особая настойчивость. У них было мало времени. Все, что следовало сделать, нужно было делать быстро. Тех, кого ждало спасение, необходимо было научить. Они должны были приготовиться к встрече с Господом. В 1:6 Петр напоминает им о великой радости, которую Христос принес в их жизнь, но затем добавляет: “хотя и неизбежно, что некоторое время вы будете опечалены различными испытаниями” (Современный Перевод). Страдание временно. Близится конец всему. Как тогда, так и сегодня церковь ждет: Господь скоро вернется. Мы живем в последнее время. Осознание этого дает христианину возможность правильно оценить то, чем он владеет, чему он научился и как он распорядился своей жизнью. "Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!”